Почему живуче лжепредпринимательство?

В 2008 году было возбуждено 349 уголовных дел по лжепредпринимательству

Экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает государственный бюджет значительной части доходов, обостряет существующие экономические проблемы и, таким образом, становится фактором мощного противодействия происходящим в нашей стране преобразованиям. По мнению специалистов, в Беларуси до 70 процентов доходов, получаемых незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности. Это увеличивает объемы теневого и криминального предпринимательства, способствует разного рода негативным явлениям. Поэтому в свое время (28 февраля 2002 года) заместитель премьер-министра Беларуси Андрей Кобяков утвердил План мероприятий по совершенствованию системы мер по предотвращению лжепредпринимательства и легализации доходов, полученных незаконным путем. Меры, предпринятые правоохранительными и контролирующими органами в рамках этого плана, дали определенный положительный результат. Но и нерешенных проблем еще имеется немало. Об этом наш корреспондент беседует с заместителем директора Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Беларуси Виктором МОРОЗОВЫМ (на снимке).

— Виктор Иванович, несколько лет назад, рассказывая о тенденциях в сфере лжепредпринимательства, наша газета то и дело проводила аналогии с незабвенным Фунтом — героем «Золотого теленка». Он, как известно, специализировался на том, что всю жизнь сидел за других. Вначале как зицпредседатель некой криминальной конторы, затем — в тюрьме, отбывая наказание за настоящих руководителей преступного бизнеса. В последнее время фунты (то бишь подставные лица) при лжепредпринимательстве также востребованы?

— Да, это явление имеет распространенный характер, но ситуация во многом изменилась. И способствовала тому практика привлечения Департаментом финансовых расследований в 2007—2008 годах к уголовной ответственности лиц, выступавших на стадии регистрации субъектов хозяйствования в качестве фиктивных руководителей и учредителей. Это позволило вытеснить с финансового рынка страны так называемые фирмы-однодневки. В настоящее время все реже фиксируются случаи регистрации субъектов хозяйствования на подставных лиц, реально не участвующих в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Весьма распространенные ранее случаи регистрации предприятий на основании поддельных либо утерянных документов сегодня носят единичный характер. Это стало возможным благодаря мерам превентивного характера, направленным на оперативное выявление потенциальных лжепредпринимательских структур на этапе постановки налогоплательщиков на учет в инспекциях Министерства по налогам и сборам и открытия расчетных счетов в банках.

По-прежнему создание юридических лиц и регистрация индивидуальных предпринимателей без намерения осуществлять хозяйственную и уставную деятельность в криминальных целях (лжепредпринимательство) являются одним из существенных видов преступлений. Выявление и пресечение органами правопорядка теневых схем, в которых задействованы лжеструктуры, заставляют злоумышленников лишь сильнее камуфлировать противоправную деятельность. В настоящее время при проведении незаконных финансовых операций задействуются субъекты хозяйствования, которые, как правило, располагаются по юридическим адресам, ведут бухгалтерскую отчетность и осуществляют минимальные платежи в бюджет. Однако основной их функцией является документальное оформление (легализация) таких сделок.

— То есть без работы органы финансовых расследований не остаются?

— Органами финансовых расследований в 2008 году проверено 376 субъектов хозяйствования, имеющих признаки лжепредпринимательства. По результатам проверок возбуждено 349 уголовных дел. На расчетных счетах лжепредпринимательских структур арестовано 6 746 миллионов рублей, дополнительно предъявлено к уплате 91 654 миллиона рублей. Всего в бюджет Республики Беларусь поступило 13 762 миллиона рублей.

Только за два месяца нынешнего года проверено 78 субъектов хозяйствования, имеющих признаки лжепредпринимательских структур, возбуждено 67 уголовных дел. Всего поступило в бюджет 3 536 миллионов рублей. Результаты проверок свидетельствуют о том, что, используя лжепредпринимательские структуры, реальные субъекты хозяйствования уклоняются от уплаты налогов, необоснованно перечисляют денежные средства за пределы Беларуси, вовлекают в легальный хозяйственный оборот на территории нашей страны нелегально приобретенные и ввезенные из-за границы товарно-материальные ценности. Но при стабильном выявлении лиц, регистрирующих лжепредпринимательские структуры без намерения осуществления легального бизнеса, привлечь их к уголовной ответственности не представляется возможным.

— Почему же?

— В числе основных признаков такого рода преступлений, наряду с созданием предприятия без цели осуществления предпринимательской деятельности, обязательным является наличие наступления общественно опасных последствий в виде причинения ущерба в крупном или особо крупном размере. Учитывая, что действия лиц, выступающих формальными учредителями предприятий, после их регистрации заканчиваются, а впоследствии реквизиты такого рода субъектов хозяйствования используются в криминальной деятельности, необходимо введение ответственности для лиц, создающих за вознаграждение предприятия без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.

— В каких сферах теневые предприниматели проявляют большую активность?

— Обычно лжепредпринимательство — тщательно спланированное преступление, зачастую осуществляемое на территории нескольких областей. Наиболее активно злоумышленники используют реквизиты лжепредпринимательских структур, зарегистрированных в Минске. Приведу наглядный пример. УДФР КГК Республики Беларусь по Брестской области возбуждено уголовное дело по признакам такого серьезного преступления, как создание преступной организации либо участие в ней. К ответственности привлечены жители Бреста Р. Лемищенко, Г. Шелегович, В. Лемешевский. Им ставится в вину, что они проводили незаконные финансовые операции по легализации денежных средств, полученных субъектами хозяйствования Брестской области от реализации продукции за наличный расчет посредством предоставления им реквизитов лжепредпринимательских структур Минска. Эти реквизиты требовались для оформления фиктивных товаросопроводительных документов на отпуск продукции и последующего перечисления с расчетных счетов минских предприятий денежных средств за якобы отгруженную в их адрес продукцию. Доход при этом вырисовывался в размере 4—5 процентов от суммы произведенной операции. Вроде далеко не впечатляющие цифры. Тем не менее за период противоправной деятельности преступная организация получила доход в особо крупном размере в сумме 175 миллионов рублей.

Незаконная предпринимательская деятельность развита в различных сферах экономики, но наиболее доходными из них являются динамично развивающиеся и имеющие значительный финансовый оборот (торговля алкоголем, непищевой спиртосодержащей продукцией, табачными изделиями, выполнение строительно-монтажных и конструкторских работ, кредитно-финансовая сфера).

— В чем причина живучести лжепредпринимательства, криминальных схем ведения бизнеса?

— Одной из причин является то, что некоторые должностные лица органов государственной власти и управления не в полной мере анализируют цели и мотивы создания субъекта хозяйствования, его функционирования.

Например, пресечена деятельность организованной преступной группы, осуществлявшей незаконный ввоз на территорию Беларуси ядохимикатов (средств защиты растений), а также их последующую расфасовку и реализацию через торговую сеть отечественных сельхозпредприятий.

Нами в ходе проведения операции арестованы денежные средства и имущество членов преступной группы на общую сумму свыше 6,8 миллиарда рублей. Преступная деятельность осуществлялась с использованием приходных документов на ядохимикаты от лжеструктур и других подложных документов. Все это стало возможным по причине ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностными лицами государственных органов, в обязанности которых входит контроль за оборотом ядохимикатов. Министерство сельского хозяйства и продовольствия отказалось выдать лицензию липовым предпринимателям. А вот Минздрав выписал им свидетельства о государственной гигиенической регистрации на фасовку таких препаратов. Это же можно сказать и в отношении других лжепредпринимателей, которых мы в последнее время привлекли к ответственности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter