Источник: Знамя юности
Знамя юности

Аспирантка БГУ Наталья Астрейко изучила поведение водителей за рулем

Почему «закипают» водители?

Какой стиль вождения автомобиля предпочитают белорусы? Как личность водителя влияет на поведение за рулем? Можно ли снизить агрессию на дороге? Ответы на эти вопросы намерена дать в кандидатской диссертации Наталья Астрейко – аспирант кафедры психологии факультета философии и социальных наук БГУ, чья работа в этом году была поддержана президентской стипендией. В исследовании, которое девушка провела, участвовали более 350 водителей категории «В». До этого тема у нас так пристально не изучалась. Тем интереснее выводы, к которым пришла молодая ученая. 

Рисунок Анатолия Щеголева

Изучением стиля вождения автомобиля Наталья занимается с магистратуры. Еще тогда она адаптировала к нашим реалиям зарубежную методику, согласно которой выделяются безопасные стили вождения (тревожный, терпеливый, осторожный и безаварийный), а также агрессивные – опасный, диссоциативный (с рассредоточенным вниманием), агрессивный и высокоскоростной. Упор в исследовании сделан на агрессивные стили, которые определяются вербальной агрессией, гневом и враждебностью по отношению к другим участникам дорожного движения, рядом личностных черт водителя (поиском новых ощущений, склонностью к риску, раздражительностью, общей активностью) и намеренным нарушением ПДД. 
Наталья Астрейко


Агрессивное вождение принято считать главным фактором, влияющим на безопасность дорожного движения – как лично для водителя, так и для остальных участников, находящихся в непосредственной близости от него. 

Исследование показало, что это вождение связано с такими личностными особенностями водителей, как невротизм (тревожность, возбудимость, эмоциональная зрелость), психотизм (трудности в общении с людьми, степень внутреннего напряжения), склонность к депрессии, совестливость, раздражительность и импульсивность. 

Наталья обращает внимание на то, что все эти качества в целом говорят об уровне психической неуравновешенности водителя:

– Кроме того, небезопасные стили оказались взаимосвязаны в целом с уровнем агрессивности водителя и ее физическими и вербальными проявлениями, гневом и враждебностью. Причем я обнаружила удивительную связь между манерой вождения и реакциями на ситуации, провоцирующие агрессию. Водители, склонные к агрессивному и высокоскоростному стилям, испытывают тогда злость и гнев, а к опасному – радость. 

В целом же представители небезопасных стилей склонны проявлять насилие к другим участникам дорожного движения: подают звуковые и световые сигналы, не соблюдают дистанцию, обгоняют в неположенном месте, резко перестраиваются, действуют импульсивно и так далее. Тем самым они создают опасные дорожные ситуации и лишают возможности других водителей спрогнозировать дальнейшее поведение и адекватно на него среагировать во избежание ДТП. Такие водители в принципе склонны к сознательному и намеренному нарушению правил дорожного движения. Было также установлено, что мужчины более предрасположены к агрессивным стилям вождения, чем женщины, и это подтверждает существующие стереотипы. Наталья в своей работе, научным руководителем которой является доктор психологических наук, профессор Игорь Фурманов, построила иерархию стилей вождения, актуальную для наших реалий. Исследователь перечисляет: 

Иерархия стилей вождения автомобиля белорусских водителей

– Доминирующими оказались осторожный, терпеливый и безаварийный, что не может не радовать. В разряд предпочитаемых попали агрессивный, высокоскоростной и тревожный, а слабовыраженных – опасный и диссоциативный. Думаю, со временем наша страна придет к тому, чтобы закрепить понятие «агрессивное вождение» в ПДД, как, например, в России произошло с термином «опасное вождение», в США – с Road Rage («дорожная ярость»). В современном мире это тренд, который нельзя игнорировать. Широко известна практика европейских стран, где проштрафившемуся, чтобы вернуть водительские права, нужно пройти серию бесед с психологом либо тренингов, а также сдать весьма непростой психодиагностический тест.

Главная цель, когда мы ведем автомобиль, – благополучно доехать из пункта А в пункт Б, по возможности в кратчайшее время. Но надо понять: тут нет смысла спешить, «играя в шашки», и вылетать на перекресток практически на красный, тем самым создавая аварийные ситуации. Полминуты стояния на светофоре ничего кардинально не изменят. Аспирантка надеется, что ее исследования станут основой для разработки профилактических мер и совершенствования обучения в автошколах:

– Ведь сейчас, как показало анкетирование, молодые водители находятся в группе риска по склонности к агрессивному вождению. 

С одной стороны, играют роль неправильно заложенные в автошколах основы, а с другой – недостаток опыта и навыков. Своими неумелыми действиями (перепутали педали, включили дворники вместо поворотников) и рассредоточенным вниманием новички вызывают у других участников движения раздражение и гнев.

Также полученные научные данные могут быть использованы при разработке программ психологических тренингов, направленных на коррекцию поведения агрессивных водителей и обеспечение безопасного дорожного движения. Ценны они будут и для тестирования профессионалов с водительским стажем от трех лет. 

vasilishina@sb.by

Фото Александра КУШНЕРА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter