Изучением стиля вождения автомобиля Наталья занимается с магистратуры. Еще тогда она адаптировала к нашим реалиям зарубежную методику, согласно которой выделяются безопасные стили вождения (тревожный, терпеливый, осторожный и безаварийный), а также агрессивные – опасный, диссоциативный (с рассредоточенным вниманием), агрессивный и высокоскоростной. Упор в исследовании сделан на агрессивные стили, которые определяются вербальной агрессией, гневом и враждебностью по отношению к другим участникам дорожного движения, рядом личностных черт водителя (поиском новых ощущений, склонностью к риску, раздражительностью, общей активностью) и намеренным нарушением ПДД.
Агрессивное вождение принято считать главным фактором, влияющим на безопасность дорожного движения – как лично для водителя, так и для остальных участников, находящихся в непосредственной близости от него.
Исследование показало, что это вождение связано с такими личностными особенностями водителей, как невротизм (тревожность, возбудимость, эмоциональная зрелость), психотизм (трудности в общении с людьми, степень внутреннего напряжения), склонность к депрессии, совестливость, раздражительность и импульсивность.
Наталья обращает внимание на то, что все эти качества в целом говорят об уровне психической неуравновешенности водителя:
– Кроме того, небезопасные стили оказались взаимосвязаны в целом с уровнем агрессивности водителя и ее физическими и вербальными проявлениями, гневом и враждебностью. Причем я обнаружила удивительную связь между манерой вождения и реакциями на ситуации, провоцирующие агрессию. Водители, склонные к агрессивному и высокоскоростному стилям, испытывают тогда злость и гнев, а к опасному – радость.
В целом же представители небезопасных стилей склонны проявлять насилие к другим участникам дорожного движения: подают звуковые и световые сигналы, не соблюдают дистанцию, обгоняют в неположенном месте, резко перестраиваются, действуют импульсивно и так далее. Тем самым они создают опасные дорожные ситуации и лишают возможности других водителей спрогнозировать дальнейшее поведение и адекватно на него среагировать во избежание ДТП. Такие водители в принципе склонны к сознательному и намеренному нарушению правил дорожного движения. Было также установлено, что мужчины более предрасположены к агрессивным стилям вождения, чем женщины, и это подтверждает существующие стереотипы. Наталья в своей работе, научным руководителем которой является доктор психологических наук, профессор Игорь Фурманов, построила иерархию стилей вождения, актуальную для наших реалий. Исследователь перечисляет:
Иерархия стилей вождения автомобиля белорусских водителей
– Доминирующими оказались осторожный, терпеливый и безаварийный, что не может не радовать. В разряд предпочитаемых попали агрессивный, высокоскоростной и тревожный, а слабовыраженных – опасный и диссоциативный. Думаю, со временем наша страна придет к тому, чтобы закрепить понятие «агрессивное вождение» в ПДД, как, например, в России произошло с термином «опасное вождение», в США – с Road Rage («дорожная ярость»). В современном мире это тренд, который нельзя игнорировать. Широко известна практика европейских стран, где проштрафившемуся, чтобы вернуть водительские права, нужно пройти серию бесед с психологом либо тренингов, а также сдать весьма непростой психодиагностический тест.
Главная цель, когда мы ведем автомобиль, – благополучно доехать из пункта А в пункт Б, по возможности в кратчайшее время. Но надо понять: тут нет смысла спешить, «играя в шашки», и вылетать на перекресток практически на красный, тем самым создавая аварийные ситуации. Полминуты стояния на светофоре ничего кардинально не изменят. Аспирантка надеется, что ее исследования станут основой для разработки профилактических мер и совершенствования обучения в автошколах:
– Ведь сейчас, как показало анкетирование, молодые водители находятся в группе риска по склонности к агрессивному вождению.
С одной стороны, играют роль неправильно заложенные в автошколах основы, а с другой – недостаток опыта и навыков. Своими неумелыми действиями (перепутали педали, включили дворники вместо поворотников) и рассредоточенным вниманием новички вызывают у других участников движения раздражение и гнев.
Также полученные научные данные могут быть использованы при разработке программ психологических тренингов, направленных на коррекцию поведения агрессивных водителей и обеспечение безопасного дорожного движения. Ценны они будут и для тестирования профессионалов с водительским стажем от трех лет.
vasilishina@sb.by
Фото Александра КУШНЕРА