Почему Юрий Башмет не учил своих детей музыке?

За несколько часов до своего выступления на сцене Белгосфилармонии маэстро ответил на вопросы корреспондента “НГ”

Фестиваль великого маэстро проходит в Минске уже в седьмой раз. В белорусскую столицу снова съехались величайшие виртуозы. Среди почетных гостей – знаменитый грузинский композитор Гия Канчели, знакомый широкой аудитории как автор музыки к кинофильмам "Мимино" и "Кин-дза-дза", а профессионалам как автор семи симфоний. Вчера он представил премьеру – концерт для альта, хора и оркестра «Стикс», специально написанный для Юрия Башмета.

За несколько часов до своего выступления на сцене Белгосфилармонии маэстро ответил на вопросы корреспондента “НГ”

— Юрий Абрамович, с каким чувством вы приезжаете в Беларусь?

— Очень рад тому, что наш фестиваль продолжается и год от года наращивает свои обороты. И участники у нас в этом году чудные. Этот фестиваль для меня примечателен еще и тем, что я исполню свою любимое произведение —  “Стикс” в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра Беларуси и Государственной академической хоровой капеллы имени Григория Ширмы под руководством главного дирижера Татарстана, заслуженного артиста России Александра Сладковского. Гия Канчели написал его специально для меня. Для меня много пишут, но есть среди всех произведений такие вот подарки. Я бы их назвал божественными. С тех пор как прикоснулся к музыке Гии, мне открылся новый мир. Среди полусотни концертов, написанных для меня, есть несколько самых значимых. Это музыка о жизни. Таких произведений всего три-четыре в моем репертуаре.

— Почему Канчели дал концерту такое название —“Стикс”?

— Как рассказал мне Гия, Стикс в переводе с древнегреческого означает “чудовище”. В древнегреческой мифологии это олицетворение первобытного ужаса и мрака, из которых возникли первые живые существа. К тому же это название мифической реки у древних греков.

— По какому принципу подбираются музыканты для фестиваля?

— Когда-то, много лет назад, полюбил творчество джазового скрипача Жана-Люка Понти. Слушал его в записи, и его личность казалась мне недосягаемой. А когда отправил ему приглашение выступить на фестивале в Сочи, он ответил, что с радостью приедет, потому что, как оказалось, ему нравится в моем исполнении “Соната” Шуберта и он вообще мой фанат... Вот так мы с Понти и познакомились. Он играет на пятиструнном инструменте, представляете? Это то же самое, что объединить альт и скрипку в один инструмент.

— Раньше на фестивале можно было услышать произведения белорусских авторов. В нынешнем году эта традиция нарушена?

— Мы призываем белорусских композиторов к сотрудничеству. Если найдутся талантливые авторы, готовы в следующем году сделать премьеру. Фестиваль не отходит от своих традиций: на одной сцене с мэтрами — такими, как Виктор Третьяков, Пьетро Боргоново, в этом году получили возможность выступить молодые талантливые музыканты из Беларуси Алексей Киселев и Артем Шишков.

В этом году на фестивале еще одна премьера — концерт для гобоя с оркестром, недавно написанный легендарным композитором Родионом Щедриным, любезно позволившим исполнить его впервые именно в Минске. Исполнит его первый гобоист мира Алексей Огринчук.

— В нынешнем фестивале участвует ваша дочь Ксения. Поделитесь секретом: как вырастить талантливого музыканта?

— Это больше вопрос к маме. Это она занималась воспитанием детей. А я по гастролям ездил. У меня уже и пятилетний внук играет на скрипке. В нашей семье получился классический вариант: дочь стала музыкантом, а сын от музыкальной карьеры отказался. Мама воспитывала Ксению довольно жестко. Вообще мы с женой не хотели учить дочь музыке. Но как-то во время ремонта отправили Ксюшу к бабушке, к моей маме. И когда дочь через два месяца вернулась, и мы услышали, как она чистенько пела и играла какие-то мелодии, отступать было некуда. Самый смешной случай был, когда в час ночи мне позвонил директор Нижегородской филармонии и кричал: “Поздравляем! Ксении аплодировали стоя!” Оказалось, что Ксюша сыграла концерт Шостаковича.

— Какую роль, на ваш взгляд, играет музыка в становлении личности?

— Огромную! Музыке нужно учить. Если из ребенка не получится большого музыканта, то, будьте уверены, его кругозор и мировоззрение будет шире и богаче. Кстати, не исключаю возможности поискать талантливых детей в Беларуси, как и в России, где сейчас создаю первый детский симфонический оркестр.

— Спасибо за интервью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter