Почему в “Скабине” сутки короткие

Мы привыкли следить за ходом посевной в стране по сухим статистическим сводкам и выпускам новостей. И особенно не вникаем в суть сказанного ведущими с телеэкранов. Корреспондент “НГ” решил раздвинуть рамки сводок и отправился в Копыльский район. Выбор на СПК “Скабин” пал совершенно случайно. Хозяйство нельзя назвать очень крупным, но в районе оно одно из лучших. Это скорее крепкий середняк по республиканским меркам, где толково и с умом организовано дело. В том числе и посевная.

Да будет солнце!
Иногда ошибки синоптиков нисколько не раздражают и даже радуют. Весь понедельник дождь “орошал” и без того влажную землю. Метеорологи обещали, что следующий день будет таким же, но, к счастью, не угадали. Хоть на горизонте и висели сизые предупреждающие тучи, они не проронили ни капли.
Влага — главная сегодня помеха посевной. Нет проблем ни с горюче-смазочными материалами, ни с удобрениями. Затянувшаяся зима не дала как следует пообсохнуть полям, и земля никак не может впитать в себя огромные объемы талой и дождевой воды. То тут, то там на пашне блестят лужи. Техника из-за этого подолгу не может приступить к работе. Трактора вязнут в грязи, а сеялки не могут опустить зерно на нужную глубину. Машины пробуксовывают, работают на пределе. Это на процентов 20—30 увеличивает расход топлива.
Руководители хозяйства ездят с поля на поле и пробуют руками землю. Счет идет на минуты. “Еще полчаса и можно приступать”, — говорит трактористам заместитель председателя Виктор Станкевич, растирая пальцами кусочек грязи. Там, где даже солнце не в силах подсушить землю, используют культиваторы. Поле повторно взрыхляют, чтобы дать выход влаге. После этого работать значительно проще.
Трактористы готовы проводить в поле столько времени, сколько понадобится. Выходят на работу к шести утра, возвращаются — под десять вечера. Если погода позволяет сеять, то практически все это время сидят за рулем своих машин. Люди почти не покидают поля. Даже еду им подвозят из колхозной столовой на специально закрепленных для этого машинах — все для того, чтобы процесс ни на миг не останавливался.
Повторение как мучение
Поля СПК “Скабин” не похожи друг на друга. По правую сторону от дороги они почти идеально ровные. По левую — так и пестрят камнями, почва там песчаная. Это создает дополнительные трудности при посевной — того и гляди повредишь сеялку, зацепив какой-нибудь булыжник. Здесь до середины 90-х даже работал гравийно-сортировальный завод. Камни с полей собирают по 2—3 раза в год, вывозят их прицепами, но толку от этого мало. Есть у такой земли и еще один недостаток: если сейчас она пресыщена влагой, то летом за две недели без дождей превращается в песок.
Поля не только засевают, но и пересевают. Из 550 гектаров озимых погибло 150. Отсутствие снежного покрова на склонах в самые лютые морозы не оставило посевам шансов на выживание. На фоне зеленых всходов хорошо видны желтые пятна погибшей пшеницы. В СПК отдали предпочтение иностранным сортам, неадаптированным к нашим условиям. Перенести холода им оказалось проблематично. Тем не менее в хозяйстве не отчаиваются. Урожайность сортов должна окупить потери. Сегодня при среднем балле почв 34 (это немного ниже среднего) она составляет 50—52,5 центнера с гектара. Задача на грядущую уборочную кампанию — как минимум сохранить этот показатель. Пока же все усилия направлены на то, чтобы закончить посевную в оптимальные сроки, то есть до 25 апреля. По наблюдениям специалистов, все, что будет засеяно позже, даст отдачу меньшую — как раз пропорционально количеству просроченных дней...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter