Почему убили Чаушеску?

Восемнадцать лет назад, 25 декабря 1989 года, во время самого кровавого из восточноевропейских переворотов были зверски убиты президент Румынии Н. Чаушеску и его супруга. Их тела были буквально изрешечены пулями сторонников «демократии»...

Восемнадцать лет назад, 25 декабря 1989 года, во время самого кровавого из восточноевропейских переворотов были зверски убиты президент Румынии Н. Чаушеску и его супруга. Их тела были буквально изрешечены пулями сторонников «демократии». Одновременно армейский спецназ в течение нескольких дней уничтожил свыше сотни (по другим данным – несколько сотен) офицеров и сотрудников госбезопасности. 

Причиной столь кровавой развязки для считавшегося на Западе самым либеральным (!) среди глав государств СЭВ Чаушеску стало то, что он в определенном смысле сумел сделать невозможное. Он выплатил внешний долг Румынии и освободил свою страну от западной экономической удавки! Этот прецедент был прямым вызовом «новому мировому порядку». 

Подоплека действа выглядела следующим образом. В 1970—80-е гг. Румыния была в большом фаворе у США. Американцы хвалили Чаушеску за «дружбу» с Западом, за антисоветское фрондирование (например, он был против ввода советских войск в Прагу, на котором настаивали тогдашние руководители ГДР, Польши и Болгарии), за якобы разумную экономическую политику, когда при ужасающей бедности населения главным приоритетом государства была объявлена выплата внешнего долга. Вместе с тем внутри страны подспудно зрело недовольство, даже среди так называемых элит. 

В 1989 году, когда в СССР вовсю уже шла перестройка, а по Восточной Европе прокатилась волна «бархатных» революций, в Вашингтоне решили, что Чаушеску им больше не нужен. Встретившись на Мальте с Горбачевым, Буш-старший заручился и его согласием на смещение нежелавшего «перестраиваться» правителя Румынии. Все дальнейшее стало «делом техники». 

Ведущую роль в перевороте против Чаушеску, внезапно превращенного масс-медиа из «либерала» в «фашиста», сыграла румынская армия. А также венгерское национальное меньшинство, активисты которого были двойными агентами румынской «Секуритате» и венгерских спецслужб. Имея разные цели, но действуя в унисон, в декабре 1989 года обе стороны резко активизировали эту агентуру в городе Тимешоара. 

При этом венгерская разведка действовала по прямым директивам из Вашингтона, а румынские чекисты — на свой страх и риск. Неадекватно оценивая изменения в международной ситуации, они задумали провести оперативную комбинацию с целью еще больше запугать Чаушеску революцией и тем самым поставить его в абсолютную зависимость от себя. 

Хотя простым румынам и пришлось затянуть потуже пояса в результате реформ Чаушеску, большинство населения Румынии не поддержало переворот. А часть чрезмерно накаленных «сторонников демократии» вместо того, чтобы отстаивать ее ценности, повернуло свое оружие против венгерского меньшинства, живущего в западной части страны. 

Поскольку им было оказано достаточно серьезное сопротивление, дело дошло до того, что мятежники обратились к Горбачеву с просьбой ввести советские войска, дабы «положить конец поддержке диктатуры секретной полицией». 

В Вашингтоне Джеймс Бейкер высказал мнение, что «у Советов достаточно мотивов и возможностей, чтобы прекратить кровопролитие». В воскресенье, 24 декабря, в программе NBC «Встреча с прессой» он заявил, что «Соединенные Штаты не будут возражать, если Варшавский договор сочтет необходимым вмешаться в дела Румынии». 

Спустя немногим более двух десятков лет те же самые сторонники «странной» демократии из Соединенных Штатов, кричавшие на каждом шагу о «нарушениях прав человека» в связи с событиями 1968 года в Праге, теперь сами призывали к их повторению, забыв и «гуманизм», и «либерализм». 

Но все вышло иначе. По словам очевидца, восстание в Тимешоаре разрослось и вышло из-под контроля. Военное руководство, поддерживавшее тайные контакты с Вашингтоном и Москвой, неожиданно отказалось выступить «против народа». Чаушеску был в ярости. 

По совету чекистов он вызвал к себе главу военного ведомства, который по прибытии был арестован сотрудниками «Секуритате» и тут же расстрелян. Видимо, с целью устрашения всей военной верхушки. Однако армейское руководство запугать не удалось. 

С этого момента революция вступила в решающую фазу. Чаушеску нервничал. По совету своего главного политтехнолога и одновременно жены Елены он решил продемонстрировать всему миру и себе самому «мощную народную поддержку». 

Для этого людей по разнарядке согнали на митинг в центре Бухареста. Агенты «Секуритате» в толпе скандировали: «Чаушеску и народ!», «Мы с тобой, гений Карпат!». Однако в гуще людей на площади находились сотрудники военной разведки. Люди в этих группах выкрикивали: «Смерть Чаушеску!», «Долой диктатора!», «Да здравствует революция!». «Секуритате» попыталось выловить бунтовщиков, но встретило вооруженный отпор. 

Прямо на глазах у Чаушеску началась стрельба. Одновременно на помощь «восставшему народу» в город двинулась армия с тяжелой техникой. Чаушеску охватила паника. На вертолете он покинул Бухарест, но был задержан военными и после короткой пародии на суд вместе с женой Еленой расстрелян… 

А в Бухарест тем временем был доставлен Ион Илиеску, назначенный непонятно кем новым главой государства. «Революция» победила... 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter