Комитет госконтроля Могилевской области и прокуратура проверили эффективность использования средств, выделенных на реализацию региональных научно-технических программ

Почему теория расходится с практикой

На разработку и воплощение в жизнь инновационных проектов, внедрение новых технологических процессов государство выделяет немалые деньги. Однако Комитет госконтроля Могилевской области и областная прокуратура, проверив эффективность использования средств, затраченных на реализацию региональных научно–технических программ, выяснили: за последние 9 лет на Могилевщине сделано далеко не все для того, чтобы эти проекты реально заработали. Хотя на бумаге они есть.

В ОАО «Присожье» должны были выпускать порошок из корней топинамбура...

Вот реальный пример. Согласно одному из заданий программы «Разработка и внедрение в Могилевской области новых технологических процессов, наукоемкой конкурентоспособной продукции» на 2007 — 2010 годы предприятие «Присожье» Славгородского района должно было совместно со столичным медико–биологическим институтом разработать и освоить технологию получения порошка из клубней топинамбура. Институт свою работу выполнил — разработки предоставил. Однако порошка, который мог бы применяться для изготовления диабетических и диетических продуктов, нет. Что еще удивительнее, когда утверждалась эта программа, земляную грушу в ОАО «Присожье» не выращивали. Как могли производить порошок из несуществующего корнеплода — загадка...

Впрочем, по словам первого заместителя прокурора Могилевской области Олега Пимашкова, порошок на Славгородчине все же делали:

— Земляную грушу предприятие закупало у фермера из Минского района. В 2011 году выпустило 5 тонн порошка, в 2012–м — чуть больше 4. А задание было — наладить серийный выпуск — до 40 тонн в год. Не только для хлебопекарных предприятий страны, но и на экспорт. Ведь до сих пор этот порошок наши хлебопекарные предприятия закупали в России. Но факты таковы: со временем в «Присожье» не только не нарастили объемы выпуска новой продукции, но и вовсе с 2013 года перестали ее производить. Между тем на разработку и запуск этой программы в 2007 — 2010 годах из республиканского бюджета было выделено около 200 миллионов рублей! Еще около 300 миллионов выдали под новую программу на 2011 — 2015 годы, принятую облисполкомом. По ней «Присожье» было обязано внедрить технологию выращивания топинамбура.

Чтобы создать на Могилевщине собственную сырьевую базу, ученые из Минска и Могилева — филиала Института радиологии — проделали огромную работу. Измерили уровень цезия в районе, серьезно пострадавшем от чернобыльской аварии, определили чистые площадки для реализации проекта... И корнеплод, богатый микроэлементами и клетчаткой, в «Присожье» стали выращивать. Но — порошка опять нет.



Директор «Присожья» Владимир Шевцов, который в должности с 2015 года, краток:

— Наш цех по переработке и сушке овощей несколько лет был на консервации, с весны этого года сдаем его в аренду. Но линии по переработке топинамбура нет, значит, нет и порошка.

Что делать с земляной грушей — тоже большой вопрос. По словам Шевцова, недавно они обзвонили 13 хлебопекарных предприятий страны. Выяснилось, что ни одно из них не закупает топинамбур. Директор ОАО видит один выход:

— Пойдет на корм скоту.

В областной прокуратуре уточняют:

— Спроса на топинамбур действительно нет. Мы направляли запрос в Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Получили ответ, что с 2015 года порошок из земляной груши не применяется в хлебопекарном производстве по причине... «отсутствия предложений отечественного производителя». Время упущено — когда порошок был нужен, его не делали. Или выпускали в малых объемах. Потому что так и не смогли правильно организовать работу. Руководство «Присожья» ссылалось на то, что для бесперебойного его выпуска имеющуюся линию необходимо дооснастить новым моечным и дробильным оборудованием. Дескать, у старого не те возможности. Но за эти годы в «Присожье» сменилось 4 руководителя, а нужное оборудование так и не появилось...

В Институте технологии металлов разработали и освоили несколько инновационных проектов.

В итоге — упущенные возможности, потраченные впустую бюджетные средства. Которые, кстати, теперь предприятие должно вернуть в казну...

И это, по словам заместителя начальника отдела управления контроля бюджетно–финансовой сферы и государственных органов КГК Могилевской области Татьяны Серовой, не единственный инновационный проект, разработанный, но так и не воплотившийся в жизнь:

— Из 14 заданий региональной программы на 2007 — 2010 годы в полном объеме выполнены лишь 6. В остальных случаях, даже если новая продукция была разработана, то до сих пор по каким–то причинам в нужном объеме не производится. Например, не освоен выпуск муки «Могилевской» из пророщенного овса, новых зерновых продуктов быстрого приготовления.

Могилевский государственный университет продовольствия технологию разработал. Но потребитель ни особенную муку, ни кашу быстрого приготовления на основе пророщенных зерен так и не увидел. Потому что предприятие хлебопродуктов, завязанное на проекте, так и не приступило к реализации своей задачи.

В КГК уточняют: по программе на 2007 — 2010 годы на предприятиях Могилевщины должно было появиться 20 новых инновационных производств или технологий. Появилось в 3 раза меньше. На базе Института технологии металлов Национальной академии наук, к примеру, создано несколько новых производств. Однако их значимость, по мнению проверяющих, вызывает сомнения, ведь ни одно так и не было включено в госпрограммы инновационного развития.

Между тем организациям области на эти инновационные программы из республиканского бюджета выделено около 6 миллиардов рублей. По подсчетам проверяющих, четверть из них потрачена неэффективно. КГК и прокуратура Могилевской области уже направила Могилевскому облисполкому предложения с требованием не просто устранить нарушения, но и обеспечить возврат денег.

На инновационные проекты, нестандартные разработки выделяются средства из отраслевых программ, республиканских и областных фондов. Но теория без практики мертва. Проекты должны находить своего потребителя. Иначе в них нет никакого смысла.

Прямая речь

Главный экономист управления инвестиционной и инновационной деятельности комитета экономики Могилевского облисполкома Александр Смоляков:

— Да, есть проекты, которые остались на бумаге. Муку, рецепт которой разработали в университете продовольствия, собирались запускать в производство. Но экономическая ситуация в стране меняется очень быстро: Совмин увеличил тарифы на электроэнергию, и на хлебопекарном предприятии сочли, что производство этого продукта слишком затратно. Опять же согласно социсследованиям люди в последние годы все больше ориентируются на дешевые муку и хлеб, а дорогой продукт с добавками покупают неохотно... Еще несколько лет назад с учетом реалий мы пытались внести коррективы в некоторые проекты, направляли письма в Госкомитет по науке и технологиям. Но нас не услышали...



Впрочем, есть и проекты, которые уже реально работают. Институт технологии металлов в Могилеве разработал специальные детали из бронзы для нефтегазового оборудования, из свинца — для средств радиационной защиты. Правда, запустил их в производство не в том объеме, что было обозначено программой. И сделал это не через 3 года, а через 3,5. А Горецкая академия совместно с Могилевским заводом ветпрепаратов создала специальный йодополимерный препарат для лечения мастита у коров. Он внедрен в производство, востребован. Выпустили и ветпрепарат от паразитов широкого спектра действия. Если какие–то программы и зависли, надо разобраться в причинах и следствиях. Что мы и собираемся сделать.

olgak53@mail.ru

Фото Могилевской областной прокуратуры, с сайта Института технологии металлов.

Советская Белоруссия № 192 (25074). Четверг, 6 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter