Почему спокоен Микола?

Сегодня политические новости из Украины вызывают в Минске не столь жгучий интерес, как пяток, скажем, лет назад, а всего лишь легкое позевывание...

Сегодня политические новости из Украины вызывают в Минске не столь жгучий интерес, как пяток, скажем, лет назад, а всего лишь легкое позевывание. Ну развалился очередной блок, ну посудачат депутаты, но потом политические акулы опять собьются в какую–нибудь стаю и начнут с энтузиазмом атаковать рыбешек поменьше — одно и то же. Интересного мало. Кроме одного. Мой знакомый Микола Федченко из Чернигова, с которым когда–то до посинения драили танки в Печах, когда встречаемся, посмеивается: «А ну их! Хорошо, что жить не мешают. Таскают друг друга за чубы да за косы в Раде, мы на них не обращаем внимания. Своих хвороб хватает...»


Поскольку Микола еще в сержантские годы был хлопцем и добродушным, и с лукавинкой, что нами в роте воспринималось с уважением, то я доверяю старому однополчанину. Киевские парламентарии делают свое дело — кричат, обличают, борются за власть и все прочее, а остальные украинцы мирно живут своей жизнью. Это даже хорошо и поучительно.


Тем более что лично меня они в свое время поразили в самое сердце!


Представить только: в центре Киева на Крещатике друг против друга стояли в лютые морозы толпы людей, градус непримиримости (одни — за Януковича, другие — за Ющенко) зашкаливал, и достаточно, казалось, одной искры, чтобы разгорелась бойня, — а ничего не случилось. Тем более удивительно, что украинцы — народ южный, хватает там горячих парубков с буйной примесью запорожских рубак — но, видимо, поумнели украинцы после Петлюры, Бандеры, Махно и других вождей, считавших, что любой политический узел можно разрубить исключительно саблей. На «оранжевом Майдане» все обошлось без насилия и, прямо скажем, достойно. Выбрали, кого захотело большинство, а то, что «оранжевые» потом стали делиться почкованием, это уже отдельная песня. Редко, но случается и так, что народ в своей массе оказывается умнее и толерантнее политической элиты.


Как известно, во вторник вечером Арсений Яценюк в последний раз позвонил в свой председательский колокольчик и объявил о распаде демократической коалиции. Значит, если Ющенко, Тимошенко, Янукович, Симоненко и Литвин не найдут общего языка друг с другом либо по отдельности, то президент объявит о роспуске парламента.


Несмотря на то что это предприятие довольно дорогостоящее, в Украине из произошедшего трагедии не делают, а, наоборот, деятельно готовятся к постановке очередного грандиозного спектакля, в программе которого ожидается хор взаимных обвинений, многочисленные и разнообразные разоблачительные репризы, канкан героев–любовников, массовый политический стриптиз, явление теней далеких предков и выставление медицинских диагнозов прямо в зрительном зале. С последующим, под занавес действа, дружным исполнением гимна «Ще не вмерла Украина».


Поглядим и мы из Минска на эту постановку. Искренне пожелаем добрым соседям мудрости и согласия.


А пока обращает на себя внимание одно интересное обстоятельство. В Киеве из всех политологических и журналистских щелей, нетерпеливо суча ножонками, на фонарь возможных выборов слетаются поднаторевшие на постановке шоу «демократического волеизъявления масс» орлы, ястребы и менее значительная птичья сволочь. Они — за плату, деньги вперед! — хоть завтра готовы найти в недрах украинского общества очень достойных и даже выдающихся кандидатов на мандат.


Но — деньги вперед!


Оживление царит повсеместное — от Киева до Львова и от Одессы до Сум. На улицах, в газетах и на ТВ шустро скупаются рекламные площади, загружены калькуляторы, подсчитывающие, во сколько желающим порулить демпроцессом обойдутся агитаторы–пикетчики из студентов, сколько будет стоить сознательная бабуля из Донбасса, несущая на груди политически грамотный плакат, сколько придется отвалить бывшему ветерану УПА, который всегда готов предостеречь общественность «от происка москалей», и т.д. и т.п.


Все застыло в ожидании, и все дрожит от нетерпения.


Если сегодня билборд в центре Киева можно арендовать за тысячу долларов и разместить на нем текст о пользе памперсов, то уже, возможно, через месяц после выборной отмашки здесь будет красоваться лик очередного претендента на роль отца украинской демократии. Но стоить это будет уже тысяч под пятьдесят долларов.


Потирают руки и устроители предвыборных акций. Здесь вообще сплошной цирк. Говорят, что некогда на Лубянке был отдел, который назывался «Организация стихийных шествий». То есть такая управляемая стихия! Надо, к примеру, забросать яйцами какое–нибудь вредное посольство — «случайно» появляются «протестующие», которых на самом деле успешно организовали, вооружили яйцами и вывели в назначенное место сотрудники загадочного отдела. Вроде бы эти махинации — дела давно минувших дней, но публичная политическая жизнь в Украине и сегодня дает незаурядные образцы аналогичного творчества. В Киеве живет и процветает большая группа профессиональных протестантов. Они не сеют и не жнут. Они протестуют, за наличный расчет. На телекартинке это выглядит очень впечатляюще. Толпа кричит, негодует, плачет и смеется.


Во сколько же обходятся эти эмоции?


Известный постановщик уличных акций Дмитрий Корчинский недавно рассказал прессе, что раньше за час стояния под окнами чиновника или на Крещатике «протестующие» просили у заказчиков 10 гривен. Скоро, сокрушается Корчинский, торг с ними начнется с 25 гривен. Как известно, большой митинг требует минимум 10.000 человек плюс деньги организаторам и средствам массовой информации. Подсчитайте, друзья...


«Крупным политическим силам придется выкладывать по нескольку миллионов за одну акцию, — весело прогнозирует известный киевский политолог Дмитрий Выдрин. — 100 гривен за несколько часов работы получит каждый митингующий. 30 процентов от стоимости акции уйдет телеканалам и газетам, а 10 процентов — организаторам за креатив».


По словам Корчинского, в Киеве работает до десятка «специалистов», которые за считанные часы могут вывести на улицы толпы народа. В карманах «специалистов» оседает 50 — 70 процентов, отпущенных на акцию. Это — десятки миллионов долларов.


Возможно, неискушенному белорусскому читателю взбредет в голову наивный вопрос: откуда, мол, берутся и зачем тратятся такие деньги? Вот здесь–то и скрываются особенности украинской политической жизни, которая давно и успешно превращается в сегмент большого бизнеса. Отработана целая логическая цепочка. Сначала некоторые кандидаты в депутаты вкладывают деньги в свое продвижение в Раду, а потом, получив должность, успешно «отбивают» вложенные суммы. Принимают «нужные» законы, продвигают «нужных» людей и т.д. Работают они, естественно, на прибыль. Все очень просто, логично и не нуждается в маскировке. К этому уже привыкли.


И я теперь прекрасно понимаю своего старого армейского дружка из Чернигова, который на все «политические вопросы» отвечает мне с истинно украинским великолепием: «А ну их к бису!» Его, Миколу Федченко, уже не испугаешь ни «распадом коалиции», ни появлением новых «блоков». Он сейчас политически очень и очень грамотен. Он не ждет милостей от политической природы...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter