Почему со всеми бедами сегодня идут в сельсовет?

Решить какой-то вопрос “через знакомых” — это значит решить его быстро и максимально выгодно. При “завязывании знакомств” обычно говорят: “Обращайтесь, поможем”. Это частный уровень взаимоотношений. А цель государства в том, чтобы создать условия, когда гражданину не понадобится обращаться “в частном порядке”. Все можно будет сделать без утомительных блужданий по “обходным маршрутам”.

В Беларуси в последнее десятилетие создана эффективная система по работе с обращениями граждан. Сперва был принят соответствующий закон, затем вступили в силу президентские указы и Директива по дебюрократизации. В стране четко расписан механизм реагирования на критические письма, в магазинах появились книги жалоб и предложений, часы приема по личным вопросам есть у каждого руководителя предприятия или ведомства. Министры выезжают на “дни информирования” в глубинку. Введен принцип “одного окна”.
Сложно представить, чтобы в итальянском Пьомбино или Триесте мэр вел душещипательные беседы с директором коммунального хозяйства о скорейшей починке водной колонки в отдаленном селении или изыскивал возможности, чтобы помочь сельчанам, у которых в засушливый год выгорел урожай на личном подворье.
А председателю Люсинского сельсовета Ганцевичского района Марии Занько подобными “мелочами жизни” приходится заниматься постоянно. “На территории нашего сельсовета три деревни, в которых проживает более двух тысяч человек, — говорит Мария Алексеевна. — У нас расписаны дни приема граждан. Но, как правило, когда к нам обращаются, тогда и беседуем, пытаемся совместно найти выход из сложной ситуации”.
Круг обязанностей председателя сельсовета необычайно широк. Это и уличное освещение, и дороги, и водопровод, и помощь в заготовке дров, вспашке приусадебных участков. И даже с жалобами на торговое обслуживание люди идут к главе сельсовета. Правда, отмечает Мария Занько, в последние годы критических замечаний становится меньше. Наверное, это связано с тем, что жизнь налаживается. Уже не нужно убеждать торговых работников расширять ассортимент и учиться вежливому обращению с покупателями. “Сейчас все иначе. Магазины сами заинтересованы в том, чтобы их товар расходился. Кстати, у нас кроме магазинов райпо есть и частный. Это создает хорошую конкуренцию”.
Открыт на территории сельсовета недавно и детский садик. Есть школы, клубы, библиотеки. Действует комплексный приемный пункт, куда можно сдать одежду в химчистку или обувь в починку. Работает филиал сбербанка. Не забыта и сфера медобслуживания. “В Люсино функционирует полноценная амбулатория. Было время, когда “наверху” возникла идея закрыть часть ФАПов. Мы убеждали, доказывали, что их нужно оставить. Отстояли”, — говорит Мария Занько.
Также удалось решить в деревне Полонь вопрос с обеспечением водой. “В водонапорной башне перегорел насос. Дело сдвинулось с мертвой точки после того, как вышли на председателя райисполкома с предложением передать это водное хозяйство коммунхозу. В итоге все починено и жители довольны”, — продолжает Мария Алексеевна.
Принцип “одного окна” также облегчил для многих жизнь. Сегодня при продаже, дарении домов, получении земельных участков не нужно обходить множество кабинетов. Достаточно обратиться в сельсовет, и все будет сделано.
Но, говорит Мария Занько, еще немало предстоит сделать. Требуют капитальных вложений дороги. Однако у сельского Совета средств негусто. Его бюджет складывается из земельного налога и налога на недвижимость, а также сбора с заготовителей. А это достаточно скромные суммы. Конечно, нужно развивать предпринимательство на селе. Однако удаленность от промышленных центров не способствует росту “инвестиционной привлекательности местных земель”. Поэтому, считает председатель, без субсидий из вышестоящих бюджетов не обойтись. Большие надежды возлагают здесь на то, что в Люсино скоро появится агрогородок. Ежегодно по президентской программе тут строят дома. Перемены к лучшему заметны.
Но есть и одна застарелая беда. Она приходит почти каждый год, и страдают от нее почти все местные жители. Летом огороды оказываются затопленными водой. Об особых урожаях речь вести не приходится. “В этом году одна жительница обратилась в Брестский облисполком за компенсацией. У нее пропал весь картофель. Финансовая помощь не в нашей компетенции. Остальные вопросы мы стараемся решать на своем уровне”, — замечает председатель сельсовета.
Где-нибудь в Ливорно или Анконе в мэрии даже не стали бы рассматривать подобные “частные случаи”. Если личные посевы застрахованы, тогда это дело страховщиков, а если нет...
В каждом государстве отношения между гражданами и властью имеют свою историческую основу. Ничто из ничего не берется, говорят философы. То есть движение вперед должно быть постепенным. К переносу даже самого прогрессивного зарубежного опыта нужно подходить взвешенно и осторожно. Но ясно и другое — часть нынешних функций сельских и поселковых Советах должна быть передана другим структурам. Это позволит власти на местах сконцентрироваться на более значимых социальных направлениях.
“И к этому мы придем”, — убеждена Мария Занько.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter