Почему со дня Ильи-пророка нельзя купаться?

Судя по народным обычаям, с 2 августа надо заканчивать с купанием и сенокосом. “НГ” постаралась разобраться в народных мудростях, посвященных Ильиному дню, подходя с научной точки зрения.

“До Ильи мужик купается, а с Ильи — с рекой прощается”
— Несмотря на то что “природные” народные мудрости касаются определенных территорий, данное изречение вполне оправданно для Беларуси, — считает начальник отдела метео-
прогнозов Гидрометцентра Людмила Паращук. — По последним данным, средняя температура воды в белорусских реках составляет 16—17 градусов, в то время как в первой половине лета она равнялась 21 градусу, в некоторых местах доходила до 26. Добавьте к этому еще нарастающий контраст между дневной и ночной температурой и идущий на убыль световой день (“Петр и Павел на час день убавил, и Илья-пророк — два уволок”), и станет понятно — данная мудрость стала результатом многолетних погодных наблюдений наших предков. В художественной же форме объяснение табу на купание звучало примерно так: Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
“Илья-пророк по небу на колеснице ездит”
Так говорили в грозу на 2 августа. Илья-пророк по народным поверьям считался покровителем грома. Возможно, поэтому крестьянин в этот день не работал в поле: может убить молнией. Вспомните современные и научно обоснованные правила поведения в грозу, которые запрещают выходить на открытое пространство или прятаться под деревом. Наши предки же запрещали стоять под деревом в грозу из-за того, что в деревьях от Ильи пряталась нечисть, которую он и гонял своими молниями. Кстати, нельзя также было стоять на перекрестках (там тоже таилась нечисть), громко петь и кричать (чтобы черти не проникли через широко открытый рот) и оставлять без присмотра животных, в которых мог вселиться дьявол. Поэтому даже домашних кошек не пускали за порог (“На Ильин день зверь и гад бродит по воле”).
Примечательно, что поверье об Илье-громовике очень органично ужилось в белорусской культуре — миф о языческом Перуне, как ниспослателе грома, грозы, плодородного дождя, легко мог переместиться в религиозном сознании на Илью.
И не случайно десантные войска, олицетворяющие себя с громом и молнией, выбрали Илью-пророка своим покровителем.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter