Почему снижается качество товаров?

«Что ни покупаю в последнее время – все брак. Бензопила сломалась мгновенно, двигатель на мотоблок 3 раза в ремонт отдавал. Дети лампу настольную купили. 20 минут посветила - и все на этом. Подшипник в машине поменяли – не больше 10-12 тысяч километров простоял. А ведь колесо может заклинить и тогда аварии не избежать. Торговля движется в тупик. Где контроль за качеством товаров? Василий Гузаревич, Брестская область».


Владимир Колтович, министр антимонопольного регулирования и торговли:

− Общий порядок предъявления и рассмотрения требований потребителей, в случае проявления недостатка в товаре, если его недостатки не были оговорены продавцом, установлен статьей 20 Закона.

Так, согласно пункту 1 указанной статьи Закона потребитель вправе обратиться к продавцу товара и по своему выбору потребовать:

• замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

• соразмерного уменьшения покупной цены товара;

• незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

• возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона потребитель вправе расторгнуть  потребитель договор розничной купли-продажи  и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона.

В отношении технически сложного товара или дорогостоящего товара потребитель вправе предъявить требования, указанные в подпункте 1.1 пункта 1, пункте 3 статьи 20 Закона, в течение тридцати дней со дня передачи товара продавцом потребителю. По истечении указанного срока такие требования могут быть предъявлены потребителем в случае обнаружения в товаре существенного недостатка или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков товара, предусмотренных частью первой пункта 1 статьи 22 Закона (14 дней). Перечень таких технически сложных товаров утверждается Правительством (пункт 7 статьи 20 Закона).

Двигатель на мотоблок относится к товарам, указанным в пункте 2 Перечня технически сложных товаров, в отношении которых потребитель вправе требовать замены товара или возврата уплаченной за него денежной суммы по истечении 30 дней со дня передачи товара продавцом потребителю при обнаружении существенного недостатка в товаре или нарушении сроков безвозмездного устранения недостатков товара, утвержденного постановлением Совета Министров от 14 июня 2002года № 778 (далее - Перечень) (кузова, кабины, шасси, рамы, двигатели к автомобилям, тракторам).

Бензопила относится к товарам, указанным в пункте 4 Перечня (средства малой механизации садово-огородного применении). Ввиду изложенного, предъявление требования о замене (подпункта 1 пункта 1 статьи 20 Закона) или расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств (пункта 3 статьи 20 Закона) возможно в случае обнаружения в товаре (двигатель на мотоблок, бензопила) существенного недостатка.

Справочно:

Существенный недостаток товара - неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере 30%и более от стоимости товара (работы, услуги), определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки (статья 1 Закона).

В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Закона продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости - провести проверку качества товара, в том числе с привлечением ремонтной организации. Продавец обязан проинформировать потребителя о его праве на участие в проведении проверки качества товара, а если такая проверка не может быть проведена незамедлительно, - также о месте и времени проведения проверки качества товара. Ремонтная организация при получении товара от продавца для проведения проверки качества товара обязана провести такую проверку в течение трех дней со дня получения товара.

При возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме.

Справочно:

Стоимость экспертизы оплачивается продавцом. Если в результате проведенной экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара (пункт 11 статьи 20 Закона).

Потребитель вправе принять участие в проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также при возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения провести экспертизу товара за свой счет. Если в результате экспертизы товара, проведенной за счет потребителя, установлено, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до момента его передачи, продавец обязан возместить потребителю расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

Ввиду изложенного, в случае несогласия потребителя с результатами проверки качества (заключение сервисного центра) потребитель уведомляет о своем несогласии продавца товара (МАРТ рекомендует это делать письменно), а продавец в таком случае обязан провести экспертизу.

В случае получения ответа от продавца, с которым потребитель не согласен, он может обратиться с указанием данной информации (в том числе для принятия мер, за защитой прав потребителя) в местные исполнительные и распорядительные органы.
Вас затопили соседи? Обсчитали в магазине? Необоснованно оштрафовали? Вы затрудняетесь в решении повседневных проблем в сфере ЖКХ, торговли, транспорта? Не находите общего языка с администрацией района, ГАИ, банком или турфирмой?

Присылайте нам ваши вопросы и жалобы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter