Почему руководящие кресла бывают пустыми

Кадры  на  дороге  не  валяются
Юрий Воскресенский, успешный предприниматель с двумя высшими образованиями и аспирантурой, последние четыре года был депутатом Минского городского Совета. Он включен в кадровый резерв администрации Советского района Минска. Но, несмотря на здоровую амбициозность, от поступившего предложения занять должность заместителя главы администрации района категорически отказался:


— Дело даже не в зарплате, хотя предложенные шесть миллионов рублей в месяц — сумма, согласитесь, не очень привлекательная. Но первым лицом в исполком, может быть, и пошел бы: хотя и там зарплата ненамного выше, но у председателя хотя бы есть определенная свобода действий. А у его заместителей, начальников рангом пониже... Столько согласований необходимо получить для реализации любой мало-мальски стоящей идеи, — будь то районное мероприятие или любое экономическое начинание, что руки просто будут опускаться. И ведь самое обидное то, что государство при этом раз за разом теряет те или иные выгоды. В бизнесе же я оперативно и адекватно реагирую на любые изменения и тут же получаю необходимый эффект.


На одном из совещаний глава Администрации Президента Андрей Кобяков называл целый ряд высоких государственных должностей, которые оставались вакантными длительный период: посты заместителей министров архитектуры и строительства, спорта и туризма, экономики... Сегодня у нас в целом не хватает около 1 млн. кадров. И сфера управления — не исключение из этой тенденции, говорит первый проректор Академии управления при Президенте Александр Ивановский:


— Аналогичная ситуация с управленческими кадрами сложилась в Польше, Чехии, России. Причина в резком усложнении административной работы. Управленцу приходится учитывать все больше внешних факторов, влияющих на его работу. А к этому готовы не многие.


Как жаловался один из номенклатурных героев Шукшина своему брату, «дачи увидели! Машины увидели!.. А не видите, как ночами приходится ворочаться». Как же в этой ситуации повысить престиж государственной службы? Здесь есть два пути. Первый известен из истории как негласное соглашение между руководителями разного уровня и высшей властью. Местные начальники не вмешиваются в решение центром стратегических задач и демонстрируют ему полную лояльность, получая взамен малоконтролируемую долю власти на вверенной им территории. Подобная практика чревата последствиями: именно продажность чиновников позволила гитлеровцам почти без выстрела оккупировать Францию, она же расшатала ситуацию в современной Украине до революционного Майдана со всеми вытекшими из него последствиями.


Куда лучше легальная мотивация госменеджеров: набор социальных гарантий, высокий уровень оплаты труда, карьерный рост. Кстати, в советские времена госслужба нередко напоминала «любовь с привилегиями», когда профессионализм и высокая ответственность чиновников компенсировались персональным автомобилем, прикреплением к лечкомиссии и к продуктовым распределителям. Но не в Беларуси, вспоминает Александр Ивановский:


— Я сам вырос в номенклатурной семье: отец был высокопоставленным функционером в Витебске, мама работала в управлении торговли. Персональной машины у нас не было, что до льготных путевок — отец один-единственный раз за 35 лет службы побывал в Болгарии. Так что, по моему убеждению, отнюдь не привилегии определяли нашу управленческую модель, а стремление работать не за страх, а за совесть. Однако были и привилегии, чего скрывать.


Сегодня требования к управленцам еще более жесткие, а борьба с коррупцией возведена в ранг государственной политики. Дела бывшего первого заместителя председателя Мингорисполкома, ряда экс-чиновников и бывших директоров — предупредительный звонок каждому обладателю руководящего портфеля. А если еще учесть жесткий спрос за результаты, невозможность при убыточности предприятия иметь директору высокую зарплату (недавно озвученный случай с «Камволем»)... Кстати, готовится декрет, который не позволит управленцам, «потопившим» одно предприятие, «перескочить» на другое. Александр Ивановский говорит:


— Чтобы не было дефицита кадров, нужна эффективная работа с кадровым резервом. В Южной Корее на одно место в компании Samsung претендуют 20 тысяч человек. По двум причинам: там высокая зарплата, и каждый работающий держится за свое место, хотя работают на износ — с 7 до 21 часа. У нас методика иная: налаживается система поиска и отбора уже со школы наиболее сильных ребят, потенциальных лидеров. И отбор не менее тщательный: проводя такие работы в Минске и Минской области, мы из 11,5 тысячи детей отобрали 400, располагавших лидерскими задатками. Из них 60 человек поступало в Академию управления, 40 поступили. А в итоге могут получиться два грамотных управленца.


Отдавший госслужбе 20 лет жизни, причем последние 9 лет возглавлявший Пинский горисполком, избранный в нынешнем году председателем городского Совета депутатов Александр Гордич имеет свое мнение насчет очередей «на директорство»:


— Кто-то из известных сказал, что самое сложное — думать и принимать решения. Сегодня принцип «и кухарка может руководить» уже неактуален. Настало время высокопрофессиональных менеджеров, обладающих интуицией и опытом. Поэтому вопрос упирается в достойную оплату их труда. Это неправильно, когда председатель райисполкома получает всего чуть больше тысячи долларов. К тому же, думаю, надо ужесточить возрастные рамки для кадрового резерва: ставка должна быть сделана на молодых. Именно эти люди, еще не уставшие, могут рисковать в разумных пределах и вести коллектив за собой. В целом же формула управленческого успеха проста: доверие, делегирование полномочий и контроль за исполнением поручений.


Решить кадровую проблему помогает и ротация кадров. При этом Александр Ивановский напоминает о президентском стремлении использовать любую возможность для выхода страны на новые технологии:


— Это мы наблюдаем в сельском хозяйстве, энергетике, ВПК. В этом же заключен и секрет успеха в деле госуправления: создается электронное правительство, внедряются иные новейшие разработки, нашей Академией реализуется концепция непрерывного образования. В целом говорить, что белорусские госслужащие не готовы к новым вызовам времени, было бы в корне неверно. Готовы многие — и к сегодняшнему дню, и к будущему. Но обязательно нужна ротация кадров. Скажем, на уровне министров — в среднем раз в пять лет. При этом системная работа с теми чиновниками, кто не справился, перевод их на иные должности — это не слабость госаппарата, а его сила!


По прогнозам директора Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Владимира Апанасовича, в ближайшее время в стране будут востребованы специальности, связанные с управлением в сфере бизнеса. Беглый анализ республиканского банка вакансий подтверждает этот прогноз: толковому управленцу коммерческие структуры уже сегодня готовы платить от 10 млн. рублей в месяц, была бы отдача. Такие же предложения звучат со стороны государственных предприятий. А это говорит о появлении нового источника квалифицированных кадров для госуправления — бизнес-среды. Управленцы из нее в конечном итоге обойдутся дешевле приглашенных из-за рубежа. Не приведет ли подобное к коррупционности — вопрос скорее к правоохранительным органам. Американская бизнесвумен и бывший советник президента Тоби Тристер Гати, сама не раз «менявшая берега», как-то призналась, что ограничителем коррупции в США служит сам престиж госслужбы: «Предполагается, что люди, занимающие высокие посты, соответствуют тем высоким этическим стандартам, которые были заданы выдающимися политическими деятелями прошлого». И это, пожалуй, самый действенный рецепт повышения престижа руководящих должностей. Когда работа госадминистратором будет сродни знаку качества, признаваемому любой коммерческой структурой, вопрос дефицита будет исчерпан.

Компетентно 

Семен Шапиро, председатель Минского облисполкома, в прошлом — председатель  Гродненского облисполкома (2010—2013 гг.), министр сельского хозяйства  и продовольствия (2008—2010 гг.), руководитель ряда сельских хозяйств. Доктор экономических наук, профессор:


— Престиж госслужбы в значительной степени формируется личным примером государственных служащих: появление молодого сильного руководителя — хороший психологический «звонок» для остальных. И когда молодой человек становится толковым руководителем района, молодежь поневоле начинает смотреть на госслужбу другими глазами. В период моей работы в Гродно мы пошли по такому пути: выбрали наиболее перспективных молодых специалистов из производственной и социальной сферы, сформировали из них кадровый резерв, обучили на базе лучших предприятий страны и области. Сегодня многие из них успешно руководят районами. Так, бывший директор школы, а затем председатель райсовета Анатолий Маркевич возглавил Новогрудский район. Сегодня он — один из самых сильных молодых руководителей на Гродненщине. Пригласили на госслужбу молодого директора молокозавода Сергея Ложечника, и не ошиблись. В 32 года он стал председателем Щучинского райисполкома. Сейчас район дает наибольший прирост объемов молока в регионе!


В Гродненском облисполкоме, как мне кажется, нам удалось существенно укрепить руководящее звено. С приходом Владимира Дешко стал динамично развиваться строительный комплекс, кстати, в области нет «проблемных» домов. Два значимых направления — промышленность и экономику, несмотря на молодой возраст, успешно ведут Юрий Шулейко и Елена Агей.


Откровенно говоря, я сторонник того, чтобы председателями райисполкомов становились люди в возрасте до 40 лет. Проверенный жизнью метод внедряю и на Минщине: руководить Слуцким районом пригласил 33-летнего Андрея Янчевского, Логойским — 36-летнего Виктора Коледу. Опытный 40-летний Виктор Кот стал главой Вилейского района. Убежден: надо уметь доверять молодежи. Может, мне просто повезло, но на всех ступенях служебной лестницы меня окружало много энергичных, старательных и толковых молодых людей. И когда, будучи министром, пригласил на работу Леонида Маринича и Людмилу Нижевич, не ошибся: сегодня это наиболее сильные кадры в Минсельхозпроде.


К сожалению, бывает нередко и так, что к руководству приходят люди, которые «теряют» сильные кадры. В итоге возле них не остается резерва, из которого можно выдвигать на руководящие должности. Возможно, из-за желания создать видимость своей исключительности и незаменимости или просто из ревности. К счастью, на моем жизненном пути было больше тех, у кого старался перенять много полезного. Всегда с благодарностью вспоминаю своего первого директора совхоза Анатолия Радюка, замечательного человека и сильного организатора. Первого секретаря райкома партии Владимира Гаркуна — мудрого, жесткого, но принципиального и доброго. Многому меня научили заместители премьер-министра Александр Попков, Роман Внучко, Иван Бамбиза, министры Юрий Мороз, Вадим Попов, Михаил Русый, Леонид Русак. Но, пожалуй, самый большой и всеобъемлющий урок грамотного руководства ежедневно преподносит Президент, умеющий сочетать высокую требовательность с настоящей заботой о человеке. На мой взгляд, телевидение зачастую односторонне показывает его общение с руководителями. Телезрители чаще всего видят лишь то, как он жестко критикует отдельных управленцев, и за кадром остается, как Александр Григорьевич глубоко вникает в проблемы, как соглашается с разумными доводами, умеет пойти на компромисс, развивает толковые предложения и защищает их авторов. Это, кстати, важнейшая черта руководителя любого уровня: не только требовать и спрашивать, но и отстаивать своих подчиненных.


Мнения

Георгий Гриц, профессор Института непрерывного образования БГУ:

— Решение кадровой проблемы зиждется на трех китах: образовании (включая стажировку за границей), отборе по менталитету (только 5% людей способны руководить) и на соответствующей мотивировке. Не надо бояться, что директор будет получать в семь раз больше, чем в среднем коллектив. Он может получать и в 70 раз больше. Как показывают примеры Apple и Microsoft, порой предприятие обязано успехом исключительно его руководителю.


Сергей Мусиенко, руководитель аналитического центра ЭКООМ:

— Надо вернуться к советской практике подбора и расстановки кадров, взять из нее самое лучшее, адаптировав к современной жизни. Думаю, кадрам целесообразно дать больше самостоятельности — без страха, что их действия могут быть не так истолкованы. К ответственности же, возможно, стоит добавить механизм поручительства — систему письменных рекомендаций, хорошо зарекомендовавшую себя в Великобритании и Франции.


Антон Болточко, эксперт по экономике дискуссионно-аналитического сообщества «Либеральный клуб»:

—Если в существующей системе управления государственными предприятиями будет работать даже выпускник Гарварда, он ничего сделать не сможет, потому что человек, даже если это Стив Джобс, бессилен, когда его инициатива скована. Чтобы было по-другому, пора уже топ-менеджерам госпредприятий дать больше свободы и избавить их от порой абсолютно ненужной опеки.

Максим ОСИПОВ
osipov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter