Почему рождаются жалобы?

Жители Браславского района жалуются на дороги и на кабанов

О том, как специфика района может повлиять на количество обращений со стороны населения

Резервы есть всегда

Любая жалоба в нынешнее время по действующему в стране законодательству — настоящее ЧП. Значит, чиновники чего-то недосмотрели, в чем-то просчитались, не успели вовремя решить насущные проблемы. Хотя, бесспорно, немалая часть всех регистрируемых государственными органами обращений признаются необоснованными. Не перевелись еще в нашем обществе так называемые профессиональные сутяжники, которые жизни своей не представляют без использования эпистолярного жанра в повседневном «творчестве». Этим людям очень сложно угодить: не успеешь исполнить одно пожелание, как тут же появляется другое. Есть такие «специалисты», как утверждает управляющий делами Браславского райисполкома Инна Минина, и в озерном крае. Кто бы ни проводил здесь выездные приемы по личным вопросам — эти товарищи тут как тут. При осуществлении предварительной записи их «заявок» уже не ждут, просто заранее включают в списки. Почему не прекращается переписка, отвлекаются люди и средства на пустые встречи, разговоры, подготовку ответов? Практика работы показывает, что зачастую «оборвать концы» весьма непросто: заявители успешно адаптировались в море законодательных актов. Они поняли главное: нужно просто добавить в свое привычное повествование какой-либо дополнительный штришок, и жалобу будут обязаны рассмотреть как новую…

— В минувшем году за счет активизации работы прямых и горячих линий, выездных приемов, проведения дней Совета, встреч в трудовых коллективах и по месту жительства, работы общественной приемной, открытия специальной рубрики на интернет-сайте и других мероприятий нам удалось значительно снизить поток обращений, — рассказывает председатель Браславского райисполкома Петр Гишкелюк. — Тем не менее ситуация требует повышенного внимания руководителей всех отраслей и служб. К ответственности за слабый контроль и непринятие должных мер были привлечены шестеро должностных лиц. С некоторыми чиновниками пришлось распрощаться. В общей сложности в райисполком за год поступило 389 обращений, что на 40 процентов ниже предыдущего года. Меньше стало жалоб и в вышестоящие органы. Тем не менее считаю, что резервы для их уменьшения использованы еще далеко не все. Что же касается необоснованных обращений, то на них просто нужно давать хорошо обоснованные ответы. И тогда вероятность повторения снижается…

Как живут люди так работает власть

Действительно, в последнее время на Браславщине по улучшению жизнеобеспечения населения сделано немало. Строится жилье, развивается частный бизнес, реализуются масштабные инвестпроекты. Только в 2011 году в соответствии с пожеланиями жителей здесь была запущена в эксплуатацию артскважина в агрогородке Богино, введен дополнительный автобусный маршрут по райцентру, на благоустройство улиц израсходовано свыше 1,35 миллиарда рублей, еще миллиард — на ремонт жилищного фонда, отремонтирован городской водозабор. В райцентре и на селе появились красивые скверы, спортивные площадки, обновлены объекты общепита, открыты новые магазины.

Многое сделано, еще больше запланировано. Но удастся ли местной власти до конца решить все наиболее болезненные для населения вопросы? Анализируя обращения, можно детально проследить специфику района, которая негативно влияет на эффективность работы в данном направлении.

Итак, Браславский район издавна входил в так называемую «зону действия» Игналинской АЭС, для жителей которой были предусмотрены определенные льготы. В том числе и 50-процентная скидка стоимости электроэнергии. Конечно же, эта льгота не могла не учитываться при строительстве жилья. В итоге город практически отказался от централизованного горячего водоснабжения — люди предпочитали ставить индивидуальные водонагреватели. Сегодня ситуация изменилась. Нет ни льгот, ни дешевой электроэнергии. А после того, как в стране пообещали ввести нормы ее потребления, горожане забили тревогу. Руководство райисполкома было вынуждено направить официальное письмо в Министерство экономики с просьбой учесть данное обстоятельство и установить для браславчан индивидуальную норму потребления. Есть и второй вариант: восстановить централизованную подачу горячей воды, но по самым скромным подсчетам, для этого потребуется порядка 25 миллиардов рублей.

Много нареканий высказывают жители региона и на состояние дорог, что совсем не удивительно: в отличие от других районов на Браславщине до сих пор остаются неасфальтированными свыше 100 километров, ведущих к центральным усадьбам хозяйств и крупным населенным пунктам. Естественно, решить проблему собственными силами в районе не смогут. Кстати, не исключение в данном плане и малонаселенные деревушки: из 600 имеющихся в районе деревень в 560 проживает по 50 и менее человек. В 56 населенных пунктах вообще никто не прописан, но в последнее время брошенные усадьбы стали активно скупать под дачи и белорусы, и жители иностранных государств. Новые владельцы тоже требуют качественного дорожного покрытия, а еще — подвода электричества (которого там отродясь не было) к приобретенным в качестве недвижимости хуторам.

Здесь впору привести слова присутствовавшего на заседании райисполкома, где рассматривалось выполнение Директивы № 2 Президента Республики Беларусь, первого заместителя министра юстиции Александра Билейчика. Александр Владимирович отметил, что органы местной власти должны брать на себя только выполнимые задачи. Государственный бюджет не резиновый, и к его расходованию нужно подходить по-хозяйски, руководствуясь понятиями первоочередности и целесообразности расходов. И не дело это, когда три трудоспособных, но не работающих гражданина накануне зимы требуют ремонта печей в своем доме. Да, Браславский райисполком во избежание пожаров и возможной гибели людей был вынужден мобилизовать силы нескольких организаций и переложить печи в доме лоботрясов, но подобные меры — из разряда исключений. Они ни в коем случае не должны становиться правилом, что и нужно разъяснять жителям района.

Недавно хозяев частных домов пригласили к непосредственному участию в решении «водной» проблемы. Не секрет, что все водопроводы строились в советские времена, для их восстановления требуются немалые средства. Количество жителей края растет, ведется частная застройка, повышается благосостояние в целом. Сегодня даже большинство сельчан, не говоря о жителях города, занимающихся приемом туристов, хотят установить стиральную машину-автомат, душевую кабину. А потому ремонт водопроводов через создание ЖСК — единственный вариант решения проблемы. Хотите иметь воду в доме — помогите государству, вложите часть собственных средств.

Третья особенность Браславщины заключается в близости Национального парка. После того, как в ведение последнего были переданы солидные площади лесных угодий, границы которых сливаются с границами населенных пунктов, возникла еще одна серьезная проблема. Сотни устных и письменных жалоб касались трудностей с заготовкой дров. «Памяркоўныя» сельчане привыкли запасаться топливом на три-четыре, а то и больше лет вперед. Остроту вопроса сняли с помощью сельских Советов, которые только в прошлом году выдали около 800 разрешений на заготовку дров непосредственно на территории населенных пунктов. Заодно и в деревнях порядок навели…

Широкий спектр тем

Еще одна трудность — строительство жилья. Количество очередников в курортном крае растет не по дням, а по часам. С одной стороны, это хорошо: привлекательность жизни в глубинке повышается. А с другой… Кто увеличит финансирование новостроек до требуемых 3 пятиэтажек в год? Много для одного района? Но только при таких темпах жилищные проблемы можно было бы решить в течение 3—4 лет, в том числе обеспечить желанными метрами все 120 семей, имеющих право на получение социального жилья.

Новая проблема со «старым хвостом» — ввод в строй автостанции. На завершение строительства недостает около 600 миллионов рублей, а оттягивать дальше сдачу долгостроя в эксплуатацию невозможно. Во-первых, количество туристов, желающих поближе познакомиться с прелестями белорусской жемчужины, растет. А во-вторых, после вступления в действие соглашения об упрощенном переходе белорусско-латвийской границы разрешения на посещение Браславщины получили уже несколько тысяч жителей сопредельного государства. Это значит, что в скором времени будут организованы дополнительные автобусные рейсы, а «дизайн» визитной карточки Беларуси, каковой и является автовокзал, до конца не оформлен.

Еще одна банальная «особенность», вызывающая постоянный приток количества обращений, скрывается в прямом и переносном значении этого слова в лесах Браславского района. Обитающее там зверье постоянно совершает набеги на огороды сельчан, для оперативного решения вопросов по возмещению вреда пострадавшим райисполкомом создана специальная постоянно действующая комиссия. Вот только положительное решение она выносит довольно редко, что и вызывает повышенное недовольство граждан. Дело в том, что, в соответствии с Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, «пользователи земельных участков, выращивающие сельскохозяйственные и лесные культуры, и пользователи охотничьих угодий обязаны принимать меры по предупреждению уничтожения или повреждения охотничьими животными сельскохозяйственных и (или) лесных культур. Применяемые меры не должны приводить к гибели, ранению или заболеванию диких животных»… Одним словом, ставь электроизгородь, бей по ночам в барабан, обвязывай насаждения чем угодно. Главное, не забудь: зверь пораниться, отравиться или просто заболеть в результате тщетных попыток проникнуть на твой огород ни в коем разе не должен! Шутки шутками, а попробуй защитить картофельную плантацию от всеядных и потерявших всяческий страх диких кабанов, которых, несмотря на «регулируемое количество», становится все больше и больше…

Что ж, проблемы были, есть и будут. В Браславском районе они, как уже говорилось, имеют свою стойкую специфику. Изменить ситуацию можно только совместными усилиями — органов местной власти, вышестоящих инстанций, от которых зависит глобальное решение тех или иных вопросов, а также самих жителей. Ведь по-прежнему многие из них обращаются в инстанции с просьбами типа: «Заставьте соседку спилить дерево!», «Помогите помириться с сестрой!», «Верните мужа, ушедшего в другую семью!». Или требуют оказать помощь в ситуациях, где однозначно требуется судебное разбирательство. Тем самым теряют свое время и отнимают его у других. Кстати, 84-летняя браславчанка Раиса Попкова потратила на хождение по инстанциям более десяти лет, добиваясь ремонта кровли в частном доме 1906 года постройки. Виновником протекания последней, как и других проблем, она считает соседа, который без ее согласия сделал надстройку своей половины. Через суд решить спор было бы намного проще и быстрее, тем более что в Браславе проживает и сын бабушки, который вполне мог бы взять все бумажные хлопоты на себя…

На снимке: заместитель председателя Браславского райисполкома Эдуард АНАНИЧ: «Жители курортного края надеются, что автостанция-долгострой распахнет свои двери и примет первые рейсы уже нынешней весной».

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter