Почему пустуют дома?

Часто бываю в деревнях и всякий раз поражаюсь контрастам. Где–то возвышаются новенькие кирпичные коттеджи, а где–то доживают свой век старые пустующие дома. А ведь и в них когда–то кипела жизнь
Часто бываю в деревнях и всякий раз поражаюсь контрастам. Где–то возвышаются новенькие кирпичные коттеджи, а где–то доживают свой век старые пустующие дома. А ведь и в них когда–то кипела жизнь. Одни теперь стоят с заколоченными окнами, другие вросли в землю, а от третьих видны лишь стены, печные трубы, да бурелом вокруг.

Когда я смотрю на заброшенные деревенские жилища, то немного становится не по себе. Всегда вспоминаю моих родителей, которые полвека назад своими руками в чистом поле построили дом. И столько сил, здоровья и труда в него вложили!

...Такова жизнь, что со временем под крышами уже никого не остается, хаты хиреют и превращаются в развалюхи. Что с ними делать — вопрос не только семейный. Это проблема всей страны, где 30 — 40 лет назад деревни разделили на перспективные и умирающие. Ветхие постройки бросались в глаза, но как с ними поступать, местные власти не знали или не хотели знать. Постепенно таких «памятников» на селе становилось все больше... Выход из тупиковой ситуации был найден в Указе Президента от 3 февраля 2006 года. В документе определены поэтапные меры по упорядочению учета и сокращению количества пустующих домов.

Казалось бы, за этот срок можно собрать полную информацию и решить, как поступить с брошенными домами. Но не тут–то было. Не везде местные власти отнеслись к проблеме серьезно, что и показали результаты проверки, проведенной Комитетом государственного контроля Гродненской области. Стали известны такие цифры: в 4.005 населенных пунктах, расположенных в 7 районах, насчитывается 12.842 пустующих жилых домов и 8.055 — ветхих. В сельские исполнительные комитеты обратилось более 12 тысяч собственников с заявлениями о намерении использовать здания для жилья.

Что дальше? Не останется ли это лишь на бумаге? К слову, в Новогрудском районе не везде удосужились даже задокументировать опрос людей, ограничившись разговорами. Докажи потом, кто и что говорил... В некоторых деревнях Щучинского района так и не установили владельцев запертых на замок хат. Или просто их не искали?

Контролеры пришли к неутешительному выводу: за год после принятия указа ни один из пустующих домов в Гродненском, Волковысском, Вороновском, Новогрудском, Лидском, Сморгонском и Щучинском районах не включен в регистр. Это значит, что пока свободное жилье не признано судом бесхозным и не передано властям для дальнейшего использования. А ведь многие сельские здания еще могли бы пригодиться и желающих там жить людей нашлось бы немало, особенно в тех населенных пунктах, где есть магазин, школа, предприятие.

А вот аварийные и полуразваленные дома сохранять в таком виде, полагают сами же сельчане, не стоит. Мало того, что они портят внешний вид деревни, так еще и опасны. Нередки случаи, когда в таких «трущобах» возникали пожары после сборищ местных выпивох. Бывает и так, что пустующая хата становится и причиной дорожных происшествий. Всегда с боязнью проезжал крутой поворот в центре деревни Новый Двор Щучинского района, где, между прочим, проходит рейсовый автобусный маршрут Гродно — Вильнюс. Около 15 лет там никак не могли выпрямить узкую улицу — мешал выходящий чуть ли не на асфальт старый дом. На опаснейший участок приграничной трассы почему–то не обращали внимания ни дорожная служба, ни ГАИ. Недавно развалюху наконец–то убрали, дорогу расширили и немного выровняли. Помогло то, что Новый Двор скоро станет агрогородком и там теперь наводят порядок. А сколько еще аварийных сельских зданий мешают людям, транспорту?!

Есть и другая сторона проблемы. В деревне Наумовичи, которая в пяти километрах от Гродно, можно увидеть и современные коттеджи, и деревянную хатку с просевшими балками, голыми стенами, земляным полом и небольшими окошками. Этот однокомнатный домик не пустует, там уже полвека живут три одинокие сестры. Живут все годы без электричества и газа. Как раз из–за ветхости здания туда не проведен свет и нельзя ставить газовый баллон. Переезжать в дом престарелых старушки, которым под 80 лет, не хотят, а свободного жилья местный сельсовет не имеет. Сестры Лисовские еще ухаживают за собой, но боятся приближения холодов — неисправная печка может развалиться...

Кстати

Исполнение норм Указа Президента «О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности» Комитет госконтроля проверял во всех регионах страны. Нарушения во многом типичны. Не все комиссии по обследованию домов работают эффективно. Проверки выявили факты, когда отсутствовали заключения о состоянии жилых зданий — соответствуют ли они критериям пустующих домов. Еще одно характерное нарушение связано с тем, что исполкомы не всегда направляют собственникам ветхих изб письменные предписания привести их в порядок. Но возможно, уже в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону. По результатам проверок Комитет госконтроля предложил Совмину совместно с облисполкомами принять меры для исправления сложившейся ситуации.

Компетентно

Анна Кремко, заместитель начальника главного управления контроля бюджетно–финансовой сферы и деятельности государственных органов Комитета госконтроля:

— Местным органам власти не хватает оперативности. Кроме того, указ требует вести всю работу с максимальной гласностью. Должна быть задействована местная печать, чтобы публиковать списки домов, которые могут быть признаны пустующими. Ведь хозяева могут и не знать, что их строения попали в работу. А получив информацию об этом через СМИ, предпримут необходимые действия, чтобы оформить все по закону.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter