Почему покраснела Довжица

ПОСЛЕ АВАРИИ на ОАО «Скидельский сахарный комбинат» вода в ней стала багрово-красного цвета. Это напугало жителей деревни Партизанская, вблизи которой и протекает река.

Сахарокомбинату могут выписать штраф до 30 миллионов рублей за аварийный сброс сточных вод в реку в Гродненском районе

ПОСЛЕ АВАРИИ на ОАО «Скидельский сахарный комбинат» вода в ней стала багрово-красного цвета. Это напугало жителей деревни Партизанская, вблизи которой и протекает река.

— Раньше речка у нас чистая была. Купались в ней люди, да и я сама любила в жару в нее окунуться. Коров поили и утром, и вечером. Рыба тоже водилась. Но это прежде, — с грустью говорит «СГ» староста деревни Нина Живушко. — Теперь же вода грязная, в деревне и коров никто уж не держит. Проблемы с речкой у нас появились, когда сахарный комбинат стал работать. Из одной и той же трубы постоянно идет сброс отходов. И запах невыносимый! Даже когда на машине проезжаешь около деревни, так люди носы затыкают. А красная река уже давно, еще до нового года стала такой. Просто из-за снега и льда  видно не было, а как подтаяло немного, так все и заметили.

В Гродненском областном Комитете природных ресурсов и окружающей среды вину Скидельского сахарного комбината подтвердили:

— На комбинате идет строительство очистных сооружений. Аварийный сброс сточных вод в реку Довжица произошел по проектируемому трубопроводу, не введенному в эксплуатацию. В результате лабораторных исследований выяснилось, что загрязнение реки произошло по четырем показателям. За нанесенный ущерб природе предприятие получило штраф, — рассказала начальник отдела госконтроля за охраной и использованием атмосферного воздуха и водных ресурсов Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Наталья Гульницкая. — Скидельский сахкомбинат свою вину признал. Но вот когда река опять станет привычного цвета, говорить сложно. Ведь течения практически нет, никаких «ускоряющих» факторов тоже.   Потому   нужно   ждать дождей, только   тогда  уйдет  розоватый  оттенок.

— Штраф штрафом, однако нам от этого никакого толку нет. Река грязная, запах в деревне неприятный, — говорит Нина Живушко. — Лучше бы комбинат нам помог памятник погибшим воинам привести в порядок или газ в деревне провел. Тогда бы хоть какой-то толк был…

— В сточные воды для их очистки мы добавляем специальную водоросль — хлореллу. В ходе химической реакции она может окрашивать воду в красный и даже бурый цвет, что произошло и в ситуации с Довжицей. Когда в лаборатории проверяли воду этой реки, нашли загрязнение по четырем показателям. Но их  величина очень мала. Фактически в реку попала почти очищенная вода. Наш комбинат не занимается регулярным сбросом сточных вод. Бывает такое, что в случае предотвращения аварийных ситуаций нам приходится это делать. Но, повторюсь, такое бывает очень редко, — рассказал главный инженер ОАО «Скидельский сахарный комбинат» Владимир Губаревич.

Татьяна БИЗЮК, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter