На каком этапе производства молока и кефира происходит скачок их стоимости

Почему нельзя назвать адекватными цены на…

…молоко и кефир


ПРОИЗВОДИТЕЛИ и переработчики молока, торговля и покупатели всегда будут спорить об уровне «справедливой» цены. У каждого свои доводы, и  все считают себя недовольными и обиженными. Одни утверждают, что только рынок через спрос и предложение может расставить все точки над «i». Другие – без госрегулирования толку не будет. Но жизнь все расставляет на свои места:    полтора года назад государство отпустило в свободное плавание цены переработчиков и торговые надбавки на молочную продукцию. Как рынок отрегулировал их и кто в цепочке «производитель—переработчик—торговля—покупатель» остался внакладе?


В МАГАЗИНАХ есть все, что хочется,  и чего не хочется тоже. Кефир и молоко от одного до 3,6 процента жирности, упакованные в полимерную или металлическую  пленку, в пюр-пак, тетра-пак, в бутылках. Это те продукты, которые люди покупают каждый день, поэтому любое повышение цены чувствительно бьет по карману и не может не раздражать. Причем есть все основания полагать:  стоимость молочки будет расти. Так что же происходит с ценами на пути от коровы до стакана потребителя? Кто накручивает стоимость?

В первом квартале потребление молока и молочных продуктов снизилось до 21,8 килограмма в месяц против 22,8 в 2016 году, утверждает Белстат. С чем это связано?  Не с тем ли, что если к концу апреля цены на основные продукты питания  выросли всего  на 1,5 процента по отношению к декабрю 2016 года, рыба живая, цыплята, яйца, свинина на кости даже подешевели, а молочка подорожала почти на 5 процентов?  И это при том, что за четыре месяца инфляция не превысила 2,4 процента. Не стоит даже глубоко вникать в расчеты, чтобы понять: основная причина увеличения стоимости — потребности переработчиков. Тот же Белстат бесстрастно констатирует: индекс цен производителей молока в I квартале 2017, по сравнению с тем же периодом прошлого года, вырос с 101 процента до 104,4.

Сегодня молочные комбинаты покупают у сельчан самое дорогое молоко сорта «экстра» по 57–60 копеек за килограмм. Тем не менее экономисты в хозяйствах утверждают: их затраты компенсируются лишь частично из-за растущей себестоимости. Справедливости ради надо сказать, повышение закупочных цен на молоко-сырье не успевает за ростом стоимости топлива, импортируемых добавок к кормам, средств для защиты, обработки растений и так далее. Но мне интересно, до каких пределов могут и будут расти эти самые затраты, которые в конечном итоге оставляют заметный след на ценниках магазинов? 

Но выясняется, это не самая серьезная проблема. Даже если производитель молока снижает издержки, цена все равно растет на выходе за счет накруток переработчиков и торговли.  

На молочных комбинатах в один голос поют старую песню о главном: среди продуктов питания молочная продукция самая дешевая, литр молока или кефира стоит чуть ли не на уровне бутилированной воды. Но о своих реальных затратах  говорят неохотно, многие вообще не хотят открывать свою «военную тайну». 

Попробуем разобраться. Все знают, кефир делают из нормализованного  пастеризованного молока с использованием закваски, приготовленной на чистых культурах молочнокислых микроорганизмов. Так сколько реально стоит  производителю изготовить литр кефира, если закупочная цена молока максимум 60 копеек? Приблизительный подсчет показывает, переработчик даже на внутреннем рынке внакладе не остается, с каждого литра имея дивиденды. Покупает килограмм молока-сырья максимум по 40—60 копеек, отпускает торговле в среднем по 90–1,35 рубля. Как ни крути,  потихоньку, тихой сапой цены за два года выросли почти в два раза. Если в 2015-м при регулировании отпускных цен литр 3,5-процентного кефира стоил в среднем 55 копеек, то сегодня — 1,10–1,45 рубля. Кстати, в себестоимости кефира удельный вес закваски не более 2—3 процентов.  

Надо сказать, прибыль и убытки каждого молочного комбината зависят от структуры производства, закупочных цен на молоко, которые в регионах варьируются, и доли экспорта. Поэтому подсчитать можно только «в среднем». К примеру, в цене продукции комбинатов Минщины затраты на сырье и упаковку занимают около 80 процентов, в среднем 4,5 — расходы на заработную плату, 2,2 — топливо, около 4 – электрическая и тепловая энергия, 1,8 процента – на амортизацию. Кроме этого, переработчики используют разные виды добавок, витамины, закваски. «В цене продукции Березинского завода, к примеру, затраты на сырье и материалы — 90 процентов, Борисовского и Клецкого – в пределах 87», — делятся информацией в «Миноблмясомолпроме». А, скажем, на комбинатах Брестского района затраты на сырье не превышают 70 процентов. 

Естественно, переработчики стремятся любыми путями продавать продукцию на экспорт, где цены заметно выше. Рентабельность молочной продукции на внутреннем рынке гораздо меньше того уровня, который складывается при экспортных поставках. Тех денег, которые зарабатываются на внутреннем рынке, недостаточно, чтобы выплатить достойную зарплату, оплатить налоги, отремонтировать оборудование, утверждают представители молочной отрасли. Кроме того, сетуют они, значительно возросли цены на моющие средства, вспомогательные материалы, компоненты, топливно-энергетические ресурсы и сырье, словом, на то, что необходимо для производства молочных продуктов. 

Все оно,  может быть, и так, но совсем уж прибедняться тоже нечего. В прошлом году выручка и прибыль 33 молокоперерабатывающих заводов выросли заметно. Первая —  на 21,1 процента в сравнении с результатами 2015-го, до 5,5 миллиарда рублей. У предприятия  «Молочные горки» — плюс 73,7 процента, Кобринского маслосырзавода – плюс 56,4, Поставского – рост на 53,2 процента. Самую большую выручку продолжат показывать ОАО «Савушкин продукт», Слуцкий сыродельный комбинат и «Бабушкина крынка». За год молочные предприятия увеличили и прибыль от реализации до 703,38 миллиона рублей  — более чем в три раза. Чистая же прибыль 174,4 миллиона рублей. А вот себестоимость реализованной продукции в масштабах 33 заводов увеличилась всего на 11,4 процента. Представляете маржу «бедных» молочников?

И НАКОНЕЦ, торговля. В магазинах шаговой доступности надбавка варьируется от 8 до 12 процентов плюс 10 процентов НДС – такие же цифры были и три года назад. Вот так сработал рынок. Директор  магазина шаговой доступности: «Если поставим ценник на тот же кефир хотя бы на 10 копеек выше, покупатели, а это в основном жители близлежащих домов, пойдут в другой магазин. Кому это надо? Молочка и так товар капризный по срокам годности и хранению, да и невыгодный с точки зрения доходности».  

Крупные сети, конечно, хитрее и зубастее, свою выгоду не упустят ни при каких обстоятельствах. Не так давно на совещании в МАРТ руководители комбинатов озвучили требования сетей: если хочешь выставить на полки свою продукцию – снижай цену на треть. Почему? Ведь стоимость молока и кефира в крупном ретейле не выше, чем в магазинчиках шаговой доступности? А может, даже и чуть ниже. Элементарная логика и простой расчет – маржа больше. 

Что получается: меньше всего прибыли, как всегда, у того, кто горбатится на фермах. Переработчики, снимая сливки, возвели глухую стену над своими издержками и доходами. Разве что чрезмерные аппетиты торговли чуть отрегулировал рынок, спрос на котором не дает повышать надбавку до небес. Становится более-менее понятным и почему на прилавках разные цены на молочку. 

Вообще, куда ни кинь, у всех непомерные затраты. И обвинить в повышении цен будто и некого. А без молочка и кефирчика, что ни говорите, обывателю никуда. Не говоря уже о бабушках с пенсией не намного выше прожиточного минимума.  

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»

germanovich@sb.by

…голубику


На прилавках магазинов и рынков наконец появились первые лесные ягоды и грибы. Откуда они родом? По каким ценам их продают? Чем грозит преждевременный сбор даров леса, выяснял корреспондент «СГ».


В СЕЗОННЫХ рядах Комаровского рынка людей как никогда много. Покупатели буквально выстраиваются в очередь за долгожданными дикоросами. И если чернику можно было купить еще неделю  назад, то голубика и лисички пополнили прилавки совсем недавно. Продавцы только и успевают зазывать потенциальных клиентов, самые креативные даже разработали собственную систему лозунгов. 

Подхожу к одному из них, и Ольга очень громким голосом охотно втолковывает мне, что голубика и черника — из Дрогичинского района, а лисички собирались в барановичских лесах. Цены у нее следующие: за килограмм черники — восемь, лисичек — 20 рублей. Самая дорогая позиция у голубики —  придется выложить 60 рублей. При мне солидный молодой человек хочет купить сразу четыре килограмма ее и просит уступить ему 15 рублей за опт. Девушка от такого предложения отказывается: ягода, мол, первая в сезоне, отборная и по самой низкой цене. 

Как выяснилось, можно найти и дешевле. Немного побродив по рынку, обнаруживаю с виду хорошую голубику и по 55, и даже по 45 рублей за кило. Точно такая же ситуация с черникой и лисичками. Если же очень захотеть, можно купить грибы по 15 рублей, а ягоду — по пять. 

Интересна также и география товара. Подавляющее большинство черники и голубики, например, из Брестской области, есть единичные предложения из Браславского района. Продавцы говорят, что оттуда привозится самая чистая, а поэтому и вкусная ягода. В подтверждение демонстрируют фитосанитарные сертификаты с крайне низкими показателями радиоактивной загрязненности. Что касается лисичек, они в основном с юга Брестской и Минской областей. 

Кстати, магазины розничной торговли тоже предлагают голубику. Но импортную. «Евроопт» продает расфасованную по контейнерам ягоду из Бельгии (весом 125 граммов) за 2,5 рубля. То есть за килограмм иностранной ягоды придется выложить всего лишь 20 рублей. Отсюда вопрос: почему голубика отечественного происхождения, по внешним признакам никак не отличающаяся от аналогичной из Европы, в три раза дороже?

А по каким ценам принимают ягоду и грибы в регионах? Кобринское райпо еще недавно закупало чернику по 2 рубля за кило. Сейчас вынуждены поднять цену на 50 копеек: ягоды в лесах не так много, да и ту, что есть, люди несут на рынки. По той же цене принимают и лисички, а за голубику дают вдвое больше: 5 рублей за килограмм. Слонимское райпо предлагает более выгодные условия: 3,5 рубля за чернику и 7 — за лисички. 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ председателя КФХ «Синяя птица» Николай Рубан выращивает голубику вместе с сыном больше 15 лет. Его хозяйство — первое в Ганцевичском районе по объему производства. На 100 гектарах каждый сезон удается собирать до 30 тонн ягоды, но в этом году Николай Николаевич планирует увеличить сбор до 100 тонн. Готовый товар поставляется на полки магазинов и рынков Минской области. Цена оптовой продажи — семь рублей за кило. Высокую цену в точках розничной торговли сельчанин называет временной: первая ягода всегда самая дорогая. Правда, и спрос на нее хороший. Стоит подождать несколько недель, и цена станет более адекватной.

Такого же мнения придерживается ученый секретарь Государственного научного учреждения «Институт леса НАН Беларуси» Иван Бордок: ягоды будет много, нынешняя цена не сможет долго быть конкурентоспособной, поэтому спешить с покупкой голубики не стоит. 

Иван Васильевич также отмечает, что наша ягода ничем не хуже европейской, а разница цен формируется только за счет свежести товара. 

Не так хороша ситуация с черникой. В этом году из-за поздних весенних заморозков урожай ее уменьшится почти в два раза. В самом деле какого результата можно ожидать, если в период цветения в начале июня на станции в Пинске зафиксировали -5 °С. Черника попросту вымерзла. А те плоды, которые все-таки созрели, отличаются маленьким размером.

А вот лисичек в этом году ожидается много: свое дело сделали дожди. Но здесь вот что меня возмущает. В этом году лисички пошли рано, но присмотритесь на рынке к шляпкам грибов. Если они не достигли 3 сантиметров в диаметре, значит, плод нельзя было срезать. Таким столь ранним сбором нечистые на руку люди попросту портят грибницу. А мы, покупая у них лисички-маломерки, этому, получается, способствуем.

Никита АВРАМЕНКО

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter