Почему не зарабатываем деньги на вторсырье?

В стране перерабатывается немногим более 12 процентов отходов, в то время как в европейских странах этот показатель достигает 50 процентов. Принятый полтора года назад по образцу Евросоюза принцип расширенной ответственности у нас так и не заработал.

ВО ВТОРНИК Александр Лукашенко раскритиковал систему сбора и переработки вторсырья за низкую эффективность. И абсолютно по делу

В стране перерабатывается немногим более 12 процентов отходов, в то время как в европейских странах этот показатель достигает 50 процентов. Принятый полтора года назад по образцу Евросоюза принцип расширенной ответственности у нас так и не заработал.

На полигонах и несанкционированных свалках накоплено более 40 миллионов тонн бытового мусора, горы которого с каждым годом растут и уже представляют угрозу экологии. А казна недополучает миллионы. Более того, неоправданно расходуется валюта на закупку вторсырья за рубежом. Только в прошлом году завезено по импорту почти 65 тысяч тонн макулатуры, 17 тысяч тонн стеклобоя.

Казалось бы, сбор вторичного сырья и его переработка должны регулироваться специальной госпрограммой, которая действует до 2015 года. Однако деклараций звучит гораздо больше, чем предпринимается конкретных шагов. Ни одна из областей не выполнила в прошлом году задания по заготовке отходов бумаги и картона, а по сбору отходов стекла — большинство из них. Причины далеко искать не надо. Приемных пунктов на местах все меньше, и работают они через пень-колоду. Даже для человека, душой радеющего за природу, попасть в него не самая простая задача.

Если простоять в очереди и принести сумку с бутылками обратно домой, никакие призывы к экологическому сознанию не помогут. Чаще всего стеклобой отправляется в ведро, а затем увеличивает горы мусора на свалках. Большинство готово пренебречь определенной суммой, которую можно получить, сдав стекло, но сохранить нервы и время.

Простые призывы к раздельному сбору мусора не дают результата. Хотя отдельные попытки реализации интересных проектов все же есть. Хорошим примером перехода от пустой агитации к делу стала работа по утилизации использованных аккумуляторов. В поселке Гатово под Минском УП «Белцветмет» принимает их по вполне сносным ценам: 80—100 тысяч рублей. Кроме того, автолюбитель может получить скидку на покупку нового. Таким образом, видна явная польза и для человека, и для природы.

Больной вопрос — выбранная стратегия по обращению с отходами сельских населенных пунктов. Для их захоронения в свое время было создано девять тысяч (!) мини-полигонов. Сейчас осталось меньше, но в реальности это банальная легализация существовавших ранее свалок путем занесения их в реестр и установки информационных стендов.

Недавно на заседании рабочей группы по изучению проблемных вопросов в ЖКХ ее руководитель, председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон, сказал, что решение об организации мини-полигонов было ошибочным. Он высказал недовольство ролью Минприроды, которое самоустраняется от участия в решении многих назревших вопросов. Есть много претензий и к коммунальщикам.

Александр Якобсон поручил Департаменту финансовых расследований, комитетам госконтроля областей изучить обоснованность использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий по сбору и использованию вторичного сырья. Еще несколько лет назад было принято решение о создании в каждом районе линий по сортировке отходов. На эти цели затрачены немалые деньги, но оборудование, по образному выражению главы КГК, «так и стоит под забором».

Печальная ситуация складывается в республике и с батарейками, переработкой которых никто не занимается: их собирают и просто закапывают на свалках, создавая экологическую мину замедленного действия. Нет предприятий, перерабатывающих упаковку для жидких пищевых продуктов тетра-пак и бумагу с металлическими вставками, которая идет для упаковки сигарет. Несмотря на то, что есть потребители и переработчики полиэтилена, этот сегмент находится в зачаточном состоянии. Хотя начинать можно с малого: например, доплачивать дворникам и привлекать их как заготовителей.

В республике сейчас действуют шесть мусоросортировочных заводов, седьмой будет построен в Гродно. Проект уже прошел экспертизу. Всемирным банком выделен кредит на 43,5 миллиона долларов. Что ж, серьезное начало положено. Теперь главное — вновь не спустить все на тормозах.

Александр ШЕВКО, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter