Почему не сработал КГБ

Девятнадцатое августа 1991-го... Одна из роковых дат в нашей истории.Бутафорские баррикады. Ликующая толпа, состоящая все больше из лиц без признаков физического истощения. Растерянные мальчишки-срочники с уходящими в историю буквами СА на погонах. Крупным планом – трясущиеся руки членов невнятного ГКЧП. Ну и наконец, кульминация шоу – взгромоздившийся на танк главный бенефициант, прямая аналогия с тем самым броневичком у Финляндского вокзала…Воля какого-то потаенного, мощного, умного вражеского разума уверенно двигала фигуры на доске последней партии с участием Советского Союза. Этот «кто-то» умело вбросил сказку про форосского страдальца. Вывел на авансцену карикатурный ансамбль «защитников Отечества». Продемонстрировал обалдевшему обывателю военную хунту, на самом-то деле опять же декоративную, набив Москву танками без боекомплектов и тысячами солдат без единого патрона в магазинах. Только кто об этом знал? Главное, что «пипл схавал»…

«Мечом Россию не сломить, но можно одолеть изменой!» – провидчески предостерегал когда-то потомков великий Тютчев.
А измена – это ведь по части казавшегося всесильным и всевидящим
Комитета государственной безопасности. На деле вышло, что и проспавшего, и проглядевшего. Или?..
Нам еще долго размышлять над загадкой того августа.

…Первыми на «Мерседесе» (на объект “АБЦ” – ул. Варги) приехали В.А.Крючков, В.Ф.Грушко и А.Г.Егоров. Четверть часа спустя появились военные: Д.Язов, В.Варенников и В.Ачалов. Еще полчаса спустя подъехала машина, из которой вышли О.Д.Бакланов, В.И.Болдин и О.С.Шенин. Позже других появился премьер В.С.Павлов…

Перевалило уже за пять часов вечера, когда, закончив обсуждение вопроса о формировании делегации к М.С.Горбачеву, В.А.Крючков вынул из папки очередные документы и стал зачитывать присутствующим список мер, которые предлагалось принять после введения чрезвычайного положения. Но стоило ему прочесть несколько фраз, как в беседке появился его охранник и доложил, что из Крыма звонит президент и просит к телефону В.А. Крючкова.
Разговор получился настолько общий, что позже В.А. Крючков припомнил лишь, что каких-либо претензий президенту он не предъявлял и о проходившей в эти минуты встрече на объекте «АБЦ» ни словом не обмолвился. Не намекнул он президенту и о намечавшейся на следующий день поездке к нему делегации, поскольку «не был уполномочен на то товарищами».
Д.Т.Язов предложил договориться о силах и средствах, которые необходимо задействовать после объявления чрезвычайного положения, какие конкретно объекты следует взять под охрану и как будут поделены задачи между госбезопасностью, МВД и армией. В.А.Крючков пояснил, что об участии МВД говорить пока рано, так как его глава Б.К. Пуго находится в отпуске в Крыму и прибудет только 18 августа. Пока же он ни о чем не знает.
После этого военные распрощались и покинули «объект». Более узкому кругу оставшихся хозяин предложил перейти в основное здание, где можно было продолжить разговор.
В.А.Крючков приказал организовать наблюдение за президентом России Б.Н.Ельциным, который в этот день должен был вернуться на самолете из Казахстана. Однако принятие каких-либо активных мер против него запрещалось. Далее речь зашла о болезни М.С.Горбачева и о том, что временно его обязанности возьмет на себя Г.И.Янаев…
Еще в первой половине дня 18 августа В.А. Крючков распорядился организовать наблюдение за прибывающим из Казахстана Ельциным. Для этого выделили 14 человек, а по пути его вероятного движения в направлении поселка Архангельское организовали пять скрытых постов.
18 августа А.В.Коржаков и Б.Н. Ельцин находятся у Н. Назарбаева. В ночь с 18 на 19 августа в 1.00 прибывают в Москву. Они едут не на квартиру Ельцина (по адресу: ул. 2-я Тверская-Ямская, 54, кв. 46), а на дачу в Архангельское.
Контролировали его передвижение только стационарными постами. Никакого преследования не допускалось. С самого начала, отдавая приказ об организации слежки за Ельциным, В.А. Крючков объяснил подчиненным, что необходима она исключительно в силу того, что на 19 августа назначена встреча одного из руководителей Советского правительства с президентом России…
В 3 часа утра 19 августа В.А. Крючков вызвал в свой кабинет подчиненных и приказал выдвинуть группу «А» в район Архангельского. Учитывая, что охрана Ельцина была способна оказать достойное сопротивление, группа хорошо тренированных и отлично вооруженных «альфовцев», со средствами связи и в количестве шестидесяти человек, выдвинулась к месту назначения и расположилась кольцом вокруг дачи Ельцина. Вместе с группой «А» в Архангельское был направлен лимузин, в котором президента России при необходимости должны были в условиях максимального комфорта доставить в Завидово.
Операции в районе Архангельского придавалось особое значение. Инструктаж руководителя группы «Альфа» – генерала Карпухина – проводил лично В.А.Крючков. Зная решительность сотрудников группы «А», «В.А.Крючков, – по словам Карпухина, – особое внимание обратил на то, чтобы мы вели себя по отношению к Б.Н.Ельцину как можно деликатнее. Было подчеркнуто, что всякая возможность физического или психического насилия была исключена…»
В 6.00 по радио и телевидению начали передавать документы, заготовленные КГБ. Первые же строки Указа вице-президента СССР звучали так: «В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Михаилом Сергеевичем Горбачевым своих обязанностей Президента СССР…»
Версию о непрофессионализме организаторов путча принять трудно. Кроме того, мы имеем дело не с классическим путчем, когда власть захватывает лихой командир дивизии, а с согласованными совместными действиями людей, занимающих столь высокое положение, что им и не надо было разрабатывать какие-то новые идеи. Достаточно было включить механизм, который годами разрабатывался в штабах и отделах наших специальных ведомств – как, впрочем, и в службах любых других сколь угодно демократических стран.
Машина государственной безопасности не могла не сработать 19 августа. Следовательно, ей просто не дали команду…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter