Немного о культе лени

Почему не спим?

У лености стопятьсот вариантов: сытая, флегматичная, безысходная. А чего рваться–то, если все усилия безрезультатны, присядь. Львы вальяжны, спят по 20 часов в сутки. Также коты, хорьки, коалы. Ящерица гаттерия спит даже во время еды. Мечта. Никто никуда не спешит. Человек идет по улице спокойно, вызывает уважение. Говорят: «Он неспешный, благородный». И все в этом мире сделано так, чтобы существа не разбили лбы о несущихся навстречу сородичей и представителей других видов. Культ лени. Или даже особенный код в структуре ДНК — возьми, что тебе нужно, да иди отдохни. Лев лежит, задрав лапы, значит, сыт. Косулям он теперь побоку, могут переступать через гриву, аккуратно. Жираф спокойно дремлет, прислушиваясь, не начало ли у хищника урчать в желудке. Лев спит, в этом его особенная красота. Птицы парят, спящие, тоже красиво. Снегом замело всю землю, белый сон, тишина.

— Сейчас бы в теплые края, растянуться на горячем песочке...

Человек тоже рожден лениться. Спать, есть, чесать спинку себе и соседу. Пить из бокала, качать ногой и сквозь дрему советовать всем бросить пустое, присесть, прилечь. А что? Это очень хороший мир бы был, где все людишки расположились бы аккуратненько и так полушепотом:

— Все хорошо... Все хорошо... Тс–с–с!

А потом раз — и голод, и сорвались с мест:

— Ё–моё, как так?

И давай есть кору. Я однажды встретила медведя прямо под Минском, шел по дороге, мне показалось сначала, что это большая кавказская овчарка. Но тут мишка стал на задние лапы и принялся обдирать осину. Так жадно, видно, прижало. Может, упустил момент, недоел, а тут — зима. Я — бегом. С тех пор поглядываю на деревья и думаю — вона оно как в жизни бывает, и не качаю ногой, не сплю.

Нет, в человеке дальновидности больше. Он думает про сегодня, завтра и про пенсию. Думает, думает. Чем больше, тем тревожнее становится, особенно если все мысли какие–то бессмысленные. Хотя вот есть у меня приятель, спокойный, как удав. И выглядит примерно так же, у него внутри кролик, и он его своим медленным обменом веществ переваривает, так ему до самого 100–летнего юбилея хватит. Но это скорее исключение, мы — люди страстные, нам бы всего побольше, и всему найдем применение, как моя соседка. У нее есть 5.000, срочно нужен жетончик на метро, есть 5.000.000 — нужны сапоги, 500.000.000 — машина. Эта неуемность делает человека уязвимым, лишает радости, покоя и умиротворения. Но зачем–то же мы такие нужны? Попробуй навяжи верблюду культ потребления, плевать он хотел, выпьет при случае 200 литров воды и с места не сдвинется во имя еще одной цистерны. Человек своей неутолимой жаждой поддерживает кровоток большой системы, наши базовые потребности невозможно удовлетворить до конца, в этом мне видится красивая мистерия, благо, а не порок. Потому что каждый раз, доставая кошелек, мы идем навстречу обществу, а опустошая его, отправляемся на новую охоту за средствами, в ходе которой знакомимся со своими новыми способностями и ранее спавшими талантами. Да...

На прошлой неделе мне посчастливилось заниматься полной глупостью, с точки зрения спящего льва: я каталась на горных лыжах недалеко от Зальцбурга. И вот что забавно, каждое третье рабочее место этой федеральной земли напрямую или косвенно связано с туризмом и горнолыжным спортом. То есть опять–таки полный абсурд для любого адекватного представителя животного мира — люди приезжают для того, чтобы соскользнуть с горы и получить удовольствие от этого бессмысленного действия, да еще и с риском для жизни. И платят за это немалые деньги. Потом сидят вечерами у каминов и рассказывают детям, что Моцарт — это не название конфет. И едут смотреть, как когда–то жил композитор, писавший музыку. А зачем?

Природа человека гораздо глубже самого глубокого сна. Мы едим не для сытости, пьем не от жажды, бежим не от страха. Экономический кризис может заставить людей стать более умеренными в своих порывах, но не остановит и не усыпит. Мы лишь откроем для себя иные радости — прогуляться всей семьей, влюбиться, была не была, прочесть, послушать, посмотреть. Жизнь человека — скорее пробуждение. Приглашение принять участие в действии, сюжет которого не прописан. Иначе было бы непонятно, зачем вся эта суета. А так ясно: это жизнь. Отоспимся еще.

Т.С.

sulimovna@rambler.ru

Советская Белоруссия № 12 (24894). Пятница, 22 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter