Почему нам важно вспоминать это? Кинокритик Людмила Саенкова о фильме "Тростенец. Мы должны им память"

Почему нам важно вспоминать это?

Кинокритик Людмила Саенкова о фильме "Тростенец. Мы должны им память"
Такой вопрос звучит в фильме «Тростенец. Мы должны им память» (автор идеи и сценарий — Ирина Демьянова, реж. Юрий Горулев, студия «Летопись»). Ни у кого не вызовет сомнений однозначный ответ: важно. Важно, чтобы знать правду, которая неиссякаема. Важно, чтобы понять себя нынешних. Важно, чтобы в прошлом, которое нам казалось известным и ушедшим, открыть неизвестное и увидеть настоящее. Важно вообще почувствовать взаимосвязанность всего и всех. Человеческие трагедии совершаются на определенных территориях, но объединяют нас в единое человечество. Металлические плиты в Германии с выгравированными именами угнанных и исчезнувших в концлагерях так же понятны и впечатляющи своей трагической историей, как имена погибших — на стенах старой синагоги в Праге, как запечатленные фотографии убитых на передвижной выставке, как надписи на мемориальных вывесках в Вене с указанием тысяч депортированных в места, откуда никто не вернулся. Этот фильм о вселенской трагедии, о том, что делает нас всех ближе, о том, как люди разных стран объединяются для того, чтобы сохранить память. «Мы должны им память». Именно поэтому госпожа Вальтрауд Бартон из Австрии собирает тысячи имен погибших австрийских евреев в единую книгу «Малый Тростенец», именно поэтому Сабрина Бобовски из Германии, куратор выставки «Лагерь смерти Тростенец. История и память», говорит о памяти как великой ценности, как той категории, которая помогает лучше осознать «нашу вину», именно поэтому Павел Страка, сотрудник мемориала Терезин–гетто в Чехии, раскрывает жуткую трагедию убиенных, пепел которых хранится под мемориальным памятником. «Пепел Клааса стучит в мое сердце». Точно так же отозвалась эта трагедия спустя десятилетия в сердце молодого композитора родом из Минска Аркадия Гурова, написавшего «Большую Сарабанду Терезинштадта», в которой он как будто сам прошел трагический путь вместе со своим народом. Намного позже, уже в начале нынешнего века, Аркадий Гуров в возрасте 46 лет погибнет от пули террориста в Израиле. Как будто смертельный выстрел догнал из 40–х. Трагедия из прошлого перешла в настоящее. В картине с первого до последнего кадра звучит музыка «Большой Сарабанды».

В этом фильме объединилось много разных тем. Это рассказ не только о погибших, но и о выживших в том времени, когда, как говорят некоторые герои, «культура и цивилизация опадают, как осенняя листва, и остается голая сущность». Это повествование не только о преступном геноциде, но и о неоправданном коллаборационизме. В нем отзывается минорно–звучный лад поминальной молитвы, высокая торжественность реквиема, напряженные звуки набата.

На вопрос, почему нам важно помнить об этом, был дан ответ: «Потому что это связано не только с прошлым, но и с будущим».

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 98 (24980). Четверг, 26 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter