Почему «Мишку» не пускают на север?

Игра в фантики, которую развернул российский холдинг «Объединенные кондитеры» против белорусских коллег, приняла интересный оборот...
Игра в фантики, которую развернул российский холдинг «Объединенные кондитеры» против белорусских коллег, приняла интересный оборот. Председатель концерна «Белгоспищепром» Иван Данченко вполне определенно высказался о необходимости принятия адекватных мер. Напомнив о том, что «половина белорусских изделий на российском рынке считаются контрафактными», глава «Белгоспищепрома» предложил изъять «российские аналогичные наименования и брэнды из нашей торговли». Правда, это предложение не что иное, как «голевой пас». «Забивать», как следует из слов Ивана Данченко, нужно самим директорам отечественных предприятий, обращаясь в юридические, правоохранительные и таможенные органы, которые защитили бы своих игроков на внутреннем кондитерском рынке.

Прежде чем пытаться комментировать серьезную инициативу, хотелось бы вспомнить о некоторых нюансах марочной борьбы. В августе этого года под Псковом и Смоленском были задержаны белорусские конфеты и печенье. Об этом шла речь в материале «Почему «Мишку» не пускают на север?» («СБ» за 24 октября). Редакция направила официальный запрос в холдинг «Объединенные кондитеры». Письмо содержало два вопроса. Первый — когда были запатентованы холдингом известные всесоюзные марки? Второй — какие варианты урегулирования возникшей проблемы видят в Москве? Ответ «Объединенных кондитеров», составленный директором департамента по связям с общественностью г–ном Богдановым, слабо помог поиску истины. По сути, была получена казенная отписка. Вот фрагмент оригинала: «В настоящее время российские предприятия проводят активные мероприятия по защите своих прав от незаконного использования своей интеллектуальной собственности, так как данное нарушение не только «размывает» товарный знак, но и наносит вред деловой репутации правообладателей...».

В общем, малопонятная игра слов. Куда больше самого ответа заинтересовала справочная информация, любезно «подшитая» г–ном Богдановым к тексту. В частности, одна цифра: оборот холдинга в 2005 году превысил 21 миллиард рублей (российских, разумеется). То есть объем продаж московского холдинга приближается к 1 миллиарду долларов.

Емкий рынок! Солидная доля!

Зачем, спрашивается, как–то пытаться урегулировать возникшую проблему, когда на кону такие деньги? Напротив, лучше ее безнравственно усугублять. Вот вам, думается, и ответ на один вопрос... А вот на другой (его удалось получить в отделе продаж «Коммунарки») — московские кондитеры зарегистрировали названия своей продукции целых 10 лет назад. Но дивизию юристов на защиту корпоративных интересов долгое время никто не бросал. Видимо, все понимали абсурдность таких мер. Однако в тот миг, когда в сердце России появился торговый дом «Белкондитер» — реальный конкурент «бабаевским» и «ротфронтовским» конфетам, — на вооружение были взяты самые изощренные средства...

Юридически к московскому холдингу подкопаться невозможно. Торговые знаки на территории России ни «Коммунаркой», ни «Спартаком», ни «Слодычем» зарегистрированы не были. Поэтому уповать на справедливое третейское судейство не приходится. Однако делать выводы необходимо. Правила игры на рынке той или иной страны расписывают ее же чиновники. И, понятное дело, радеть государственные люди должны в первую очередь о своем производителе. И о своих потребителях. Особенно об их здоровье. Именно здесь кроется бесконечное поле для виртуозных маневров в стиле врача Онищенко. Зачем, допустим, дискутировать о необходимости точечной контратаки, если можно тихой сапой проверить пару партий импортного шоколада и поставить его в один ряд с такими опасными для жизни товарами, как грузинские вина, латвийские шпроты и украинское мясо (которое считалось вредным до поры до времени). Необходимые процедуры реально проделать за одну ночь. И при этом речь будет идти не о конкретных марках, а обо всей линейке. Кстати, если говорить о российском шоколаде, то, пожалуй, большого креатива здесь не понадобится. «Химию» в нем сможет найти не только д–р Онищенко...

Эти рассуждения «отнюдь не призыв к торговой битве». Зачем? Занятие это, если верить истории, вредное и утомительное. Но тем не менее пользоваться нетарифными инструментами, которые, кстати, не противоречат нормам ВТО, нужно умеючи. Рынок ведь не конфетка. На кону большие деньги...

Из первых уст

Заместитель Премьер–министра Андрей Кобяков:

— В январе — августе самый высокий рост импорта над экспортом был в концерне «Белгоспищепром» — более 60 процентов.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter