Корреспонденты «СГ» собрали уникальные зимние обряды наших деревень

Почему механизатор десятый год в «царях» ходит, а вместо козы конь

ИЗНАЧАЛЬНО Коляды имели точную привязку к движению солнца. Начало празднеств тесно связано именно с зимним солнцестоянием, которое, по сути, и считается новым годом для всего живого, для природы. Но с приходом христианства на праздник «наложилось» Рождество Христово. Можно сказать, что сегодня Коляды в нашей стране отмечают дважды: католики — с 24 декабря по 6 января, православные — с 6 по 19 января. Разумеется, в языческие времена такого деления не было.

На Коляды было принято проводить три обрядовых вечера. Перед Рождеством вся семья собиралась на праздничный ужин, который именовали первой кутьи. Трапеза была исключительно постной. На вторую кутью — через несколько дней — стол накрывался уже щедро и богато. Обязательно готовили несколько мясных блюд и даже саму кутью варили или на сале, или на масле. А еще через несколько дней ставили последнюю кутью — вновь постную. В это же время проводили ритуал «Записывание Коляд». Хозяин на дверях дома и воротах мелом рисовал кресты. Считалось, что они оберегут жилье и всю семью от злых духов. Сегодня подобная традиция не сохранилась, но в белорусских деревнях проводят немало других не менее интересных ритуалов.



НЕКОГДА о праздновании Нового года не было и речи — день как день. А вот Коляды — дело другое. К ним относились со всей серьезностью и готовились чуть ли не за несколько месяцев. Песни, пляски, традиционная кутья — далеко не все атрибуты предрождественских гуляний. Корреспонденты «СГ» узнали, откуда пошла традиция колядовать, в каких деревнях до сих пор щедруют и какое средство от головной боли практикуют семежевские «лекари».

Поскупишься на «Шчодрык» — год страдать будешь


В деревне Рог Солигорского района, к примеру, зимой проводят «Шчодрык». Традиция щедрования — одна из самых древних на территории нашей страны. Подобные обходные обряды были некогда вовсе не редкостью и проводились в основном на Полесье. И лишь в некоторых населенных пунктах до сих пор принято колядовать в так называемый Щедрый вечер — 13 января. В Роге же пошли еще дальше — здесь восстановили образы всех маскированных персонажей. В гости к сельчанам и сегодня приходят щедровать Дед и Баба, Коза, Журавль, Лошадь, Цыган с Цыганкой... Не случайно уникальный обряд в 2009 году признали историко-культурной ценностью и внесли в список нематериального наследия республики.

Директор Культурно-досугового центра Солигорского района Марина Цвирко рассказывает, что колядовать ходят все — от мала до велика:

— Деревня Рог — небольшая, всего несколько дворов. Поэтому обряд проводится не только в этом населенном пункте, но и в соседнем Осово, где работает сельский Дом культуры. Щедровать ходит восемь участников народного фольклорного коллектива «Палескія крыніцы», они и возродили необычный обряд, и около десяти детей, которые уже сами отлично знают все тонкости деревенской традиции.

Одна из особенностей «Шчодрыка» — маски, которые надевают участники театрализованного представления. И если образ Козы и фраза «ой, коза упала, дайте козе сала» для многих белорусов привычны, то берестяную маску деда можно увидеть только на Солигорщине. Аналогов ее нет по всей стране! Делается «аксессуар» исключительно из цельного куска бересты, в котором вырезаются дырки для рта, глаз и носа, а чтобы конструкция была прочной, сверху крест-накрест ее укрепляют еще двумя берестяными полосками. Что удивительно, маска представляет собой не привычную «накладку» на лицо, которую частенько используют на различных карнавалах, маскарадах и детских утренниках, а в виде шапки.

Интересен и сам обряд: колядующие заходят в гости к сельчанам и исполняют различные песни. В арсенале музыкальные поздравления и для хозяев дома, и для девушек на выданье, и для неженатых кавалеров. Отдельной композицией сопровождается танец Козы — символа жизненной энергии и плодовитости. Обязательно исполняют и так называемую песню-приветствие, после которой колядующих приглашают в дом, и музыкальную угрозу в конце действа — на тот случай, если хозяева не одарят щедрующих. Делать это, кстати, не рекомендуется: коль уйдут колядовщики с пустыми руками, считай, весь год несчастным выйдет.

Семежевские «лекари» исцелят все недуги


История другого обряда — «Колядные цари» — уходит корнями в XVIII век, когда недалеко от деревни Семежево Копыльского района стояли части царской армии. Если верить преданию, в дни празднования Нового года по старому стилю (юлианский календарь) солдаты и офицеры ходили по дворам, показывая веселое представление, за что хозяева одаривали их угощением. После того как отряд покинул деревню, местные жители не только сохранили традицию, но и развили ее в уникальное рождественское действо. Возродили обряд в 1996 году, а уже в 2009 -м он вошел в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

По традиции в обряде участвуют только юноши. Всего в театрализованном представлении задействованы 12 человек, и каждый исполняет свою роль. От дома к дому в Щедрый вечер ходят семь стройных кавалеров-солдат. Праздничный марш, барабанная дробь, горящие факелы и веселая гурьба зрителей — вот обязательные атрибуты семежевских Коляд. «Солдаты» — неженатая молодежь — одеты с иголочки: белые парадные костюмы, начищенные до блеска ботинки, нагрудные кресты, высокие головные уборы с праздничными лентами, крест-накрест перевязанные красные пояса с традиционным семежевским орнаментом. Кавалеры — просто загляденье! Сопровождают «солдат» в их походе по деревне «лекарь», «баба» — переодетый в женскую одежду парень, и «дед» — переодетая в парня девушка.

В каждом доме «Колядные цари» разыгрывают сценки по мотивам народной драмы «Царь Максимилиан». И у каждого своя роль: «солдаты» показывают сценку о встрече, ссоре и драке царей, «лекарь» лечит побежденного царя Мамая, а «баба» с «дедом» в это время демонстративно пытаются украсть что-нибудь «плохо лежащее» и шутят, всячески пытаясь придать празднику колорит народных гуляний. По окончании праздничного похода по деревне всех участников ожидает щедрое угощение. Ведь ни из одного дома «царей» не отпускают без традиционных кулинарных даров.  

Директор Семежевского центра культуры и досуга Татьяна Шауро рассказывает, что сейчас по деревне ходят два гурта:

— Один состоит из школьников, которым дают только сладости, вторая — из молодежи. Их угощают разными яствами и спиртным. Каждый год стараемся выбирать разные маршруты, чтобы посетить как можно больше людей. А деревня у нас большая — больше тысячи человек. 

Механизатор ОАО «Горняк» Солигорского района Кирилл Нечай уже десятый раз исполняет главную роль царя Максимилиана:

— С детства помню, как по домам ходили «цари» и щедровали. Когда подрос, стал сам участвовать. Мне нравится радовать и веселить людей. Я сам родом из Семежево, но уже четвертый год живу в Солигорске. Но на обряд всегда приезжаю в деревню. С работы охотно отпускают, а однажды, когда проходил службу, так на «Колядные цари» даже из армии отпустили.

Секреты народного врачевания от «лекаря» (чего только стоит рецепт от головной боли — побрить наголо и намазать редькой!), проказы «деда» с «бабой», которые все пытались что-нибудь перевернуть, и поздравление хозяюшки с Рождеством. После каждого дома мешок становится все тяжелее — сельчане не жалеют угощений. В народе считается: в доме, где побывали «цари», весь год будут мир, согласие и богатство.

Боднет рогом — жито стогом 


Березовский район — на пересечении нескольких исторически непохожих территорий, вот и традиции колядования здесь отличаются едва ли не в каждой деревне. К примеру, в некоторых из них на первые роли выходит не Коза, а Конь или Медведь. Именно они желают хозяевам богатого урожая и прибыли в новом году. В детали праздничных традиций посвящает директор Березовского районного центра ремесел Наталья Ковалевич:

— Колядовщики обычно выходили на улицу после десяти вечера, когда зажигались звезды. 6 и 7 января костюмы чаще всего не надевали и пели исключительно внелитургические песнопения, посвященные рождению Христа. А вот после Рождества до Крещения вечерами работать было запрещено, потому молодежь собиралась на вечерки и колядки. 

В деревне Шилин Березовского района персонаж Козы, которая «боднет рогом — жито стогом», скромно сопровождал главного героя обряда — Коня. Считалось, что если в хозяйстве есть это животное — значит дом крепко стоит «на четырех ногах». Конь приносил материальный достаток. А Медведь — тотем охотников. Здитовская пуща, о которой еще помнят старожилы, веками пересекалась с Пружанской и Беловежской, поэтому охота была крайне важным промыслом для местных жителей. 

И сегодня, к примеру, в деревне Спорово колядуют все — большая обида, если чей-то дом пропустят. И колядная звезда здесь особая — из старого сита. Чем-то она напоминает батлейку. Жительница деревни Пересудовичи Мария Петровна Пунько вспоминала, что в старину на Рождество обязательно в каждом доме подвешивали у икон птицу — из бумаги, соломы, а то и щепы. Это одновременно оберег дома и украшение. После 19 января пичугу снимали и сжигали в печи. 

Если в семье есть незамужние девчата и холостые парни, колядовщики на Березовщине могут пошутить и снять калитку — чтобы сватам была открыта дорога. Мол, куда калитку отнесли, в ту сторону стежку-дорожку протопчешь в новый дом, к суженому-ряженому. 

На севере Беларуси в колядном цикле сохранился свой особенный обряд — «Жаніцьба Цярэшкі», который включен в список нематериального культурного наследия Беларуси. «Это древнее мифическое существо, дух предков и покровитель семьи», — объясняет председатель общественного совета по развитию агроэкотуризма Витебской области, хозяйка усадьбы «Приозерная» Лепельского района Ольга Маханенко. 8 января, как обычно, молодежь и гости постарше соберутся в крестьянско-фермерском хозяйстве «Люкжино» для проведения этого обряда. По традиции во время танцев и песен парни и девушки подыскивали себе пару.

bizyk@sb.by

borisovez@sb.by

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter