Уровень развития малого и среднего бизнеса в России сегодня не соответствует потребностям экономики страны

Почему мала доля малого

Уровень развития малого и среднего бизнеса в России сегодня не соответствует потребностям экономики страны.
Уровень развития малого и среднего бизнеса в России сегодня не соответствует потребностям экономики страны.

На форуме Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Премьер-министр Правительства России Дмитрий Медведев признал, что «…по масштабам развития малого и среднего бизнеса мы сильно уступаем странам с сопоставимым уровнем развития. Более того, эти показатели не очень меняются, а в ряде случаев даже снижаются. Это связано не только с проблемами самого малого бизнеса, но и с проблемами, которые существуют у нас в целом в экономике и в финансовой системе».

Мировой опыт свидетельствует о том, что без государственной поддержки развитие малого предпринимательства происходит очень медленно, что особенно актуально в условиях санкций, направленных на подрыв экономики России.

Но ситуация такова, что желание у россиян открывать свой бизнес угасло. Они перестали верить простым обещаниям, не подкрепленным действиями властей. На названном выше форуме вице-президент «Опоры России» Павел Сигал сообщил, что, по данным глобального всемирного исследования, количество россиян, желающих посвятить себя бизнесу, варьируется в пределах всего 2–3%.  К тому же наблюдаемое в последнее время ослабление рубля в связи с резким ростом курса бивалютной корзины и соответственно повышение цен заставляют не только остерегаться открытия личного бизнеса, но и провоцируют на закрытие уже действующих малых предприятий.

А каков же мировой опыт поддержки малого бизнеса?

В большинстве стран государство реализует свои программы поддержки предпринимательства либо через национальные банки развития (Германия, Франция, Корея), либо через специализированные институты – агентства, фонды, технологические центры, территориальные инфраструктуры поддержки (США, Канада, Индия и др.).

В частности, для финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в США с 1953 года действует компания Small Business Administration (SBA), основанная конгрессом США. Ее годовой бюджет – 15 млрд долларов. На территории Евросоюза работает программа поддержки малого бизнеса под названием «Начальный капитал». Ее главная цель – помощь малым предприятиям на начальных стадиях осуществления проектов. В рамках программы в Европе работают более 20 фондов начального капитала, которые предоставляют малым предприятиям льготные ссуды. Помимо этого в каждом европейском государстве есть свои программы поддержки малого и среднего бизнеса.

Если обратиться к странам бывшего социалистического лагеря, то среди них наиболее развита государственная поддержка малого бизнеса в Чехии. Там в 1992 году был учрежден банк развития с государственным участием – Чешско-Моравский банк гарантий и развития. В Южной Корее на общегосударственном уровне функционируют два банка и два фонда.

А что делает Правительство России для поддержки и развития малого бизнеса? По словам Дмитрия Медведева, создается национальная система кредитных гарантий, уже почти во всех субъектах страны сформированы региональные гарантийные фонды. Для предприятий, которые по каким-то причинам не могут воспользоваться банковскими кредитами, продолжает развиваться система микрофинансирования. Также создаются центры поддержки малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства. Предполагается, что к концу этого года их в стране будет 87.

Чтобы поддержать начинающих предпринимателей, по инициативе правительства подготовлен и внесен в Государственную думу законопроект, дающий право регионам предоставлять предпринимателям двухлетние налоговые каникулы. Этой льготой могут воспользоваться впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые работают в производственном секторе, в социальной сфере и науке. Предполагается, что налоговые каникулы будут действовать в течение шести лет, то есть начиная с 2015 года и по 2020 год.

А что же мешает развиваться российскому малому бизнесу?

Главная видимая проблема заключается в доступности финансов для небольших компаний, которые не имеют кредитной истории и полноценной залоговой базы. Это, по словам Дмитрия Медведева, огромная проблема.

Существуют и трудности в доступе к рынкам. Сегодня многие секторы экономики остаются закрытыми для субъектов малого и среднего предпринимательства. И чтобы простимулировать спрос на их продукцию, открылся рынок государственных закупок и закупок для муниципальных нужд. Хотя здесь не все обстоит благополучно, тем не менее, по итогам года, объем участия субъектов малого и среднего предпринимательства в таких закупках должен быть, по мнению правительства, не менее 15%.

В России огромное количество талантливых людей, способных укреплять своим трудом национальную экономику, но их надо законодательно защищать и максимально поддерживать и поощрять.


Вячеслав АКСЕНОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter