Почему "Колесо обозрения" стало "чертовым"?

Человеческий фактор - основная причина аварий на развлекательных аттракционах
Человеческий фактор — основная причина аварий на развлекательных аттракционах

— Что случилось? — с подозрением обратился контролер Центрального детского парка имени Горького к молодому человеку с черной папкой под мышкой, который, задрав голову, внимательно смотрел на центральную часть «Колеса обозрения».

— Да вот, механизмы рассматриваю, — честно ответил я (и нечего сверлить меня глазами, в моей папке только ежедневник и диктофон — обычный набор журналиста).

— А чего их рассматривать — надежные они, — продолжал свое тот.

— Так ведь остановилось же «Колесо» на днях! — пробовал парировать я с легкой наивностью.

— Это учения МЧС были, — расплылся в широкой улыбке собеседник, видимо, узрев во мне гуляющего зеваку. — Двоих человек они по своим лестницам сняли — потренировались, а потом мы «Колесо» опять запустили, — уверенно заявил вмиг ставший добродушным дядька. И, уже отходя, ехидно заметил: — А лестницы–то у них коротковаты!

Да, наверное, с наивностью я все–таки переиграл...

Что я помню? Себя, с детским восторгом раскручивающего руль в центре кабины «чертова колеса». А еще отца, незаметно страхующего меня рукой сзади. Невообразимая для пацана высота, откуда, кажется, полгорода видать, парк внизу, тележка мороженщицы, где под двустворчатой крышкой в сухой лед заложен вкуснейший пломбир «Пингвин» на палочке по 28 копеек...

Что я видел? Высоченное «Колесо обозрения» (как его вообще люди сконструировали?), две стрелы спасательных лестниц, взмывших к самой верхотуре, посетителей, с белыми лицами ступающих на землю после спуска в специальной люльке. А еще девушку, которую чуть ли не на руках несли, — идти сама она была не в состоянии.

Хронология события

17 августа в 18.46 дежурный МЧС принял сообщение об аварии в парке Горького — девушка по мобильному телефону рассказала, что уже минут 20 не может спуститься на землю, потому что «Колесо обозрения», на котором она решила прокатиться, остановилось.

Через несколько минут в парк одна за другой примчались машины «по чрезвычайным ситуациям»: аварийно–спасательные, автолестницы, пожарные. На земле расстелили два надувных «куба жизни», что само по себе наводит на жуткие мысли.

16 человек буквально зависли над землей, сдвинуть громадное колесо поначалу не удавалось. Поэтому была начата спасательная операция (я думаю, такой эпитет в данном случае вполне уместен).

Тех, кто был в кабинках пониже, спасатели эвакуировали безо всяких проблем. А вот над тем, как снять людей, застрявших в самом «зените», пришлось задуматься. План уже был практически готов, когда техникам все же удалось запустить колесо. Через 15 минут (с момента остановки прошло примерно 2 часа) все пленники монументального аттракциона были на земле.

Техника опасности

С технической точки зрения надежность 54–метрового минского «Колеса обозрения» не должна вызывать сомнений. Здесь установлен сверхмощный электродвигатель. Дело в том, что одновременно с белорусским заказом производитель этого популярного аттракциона — московское ООО «Завод МИР» — еще по одному экспортному заказу делал второе «Колесо обозрения» высотой 75 метров. Для обоих были закуплены одинаковые двигатели, рассчитанные, естественно, на большее колесо. То есть в минском аттракционе работает двигатель в полтора раза более мощный, чем требуется.

Что касается электропитания, то здесь наши тоже перестраховались. Если по техническим условиям должен быть один запасной кабель на случай обрыва основного, то в Минске подведено два. Дополнительная «запаска» не требовала значительных затрат, да с ней и спокойнее.

Привод в нашем «Колесе» тоже не один. Если вдруг случится поломка основного, его подменит аварийный. Кстати, большая часть деталей и механизмов электрики «Колеса» — импортные, к примеру редуктор — итальянский.

Предусмотрена в конструкции и ситуация, когда электричества может не быть вообще, а колесо не сможет свободно вращаться из–за сработавших после электроаварии автоматических тормозов. В этом случае есть возможность присоединить к зажатым тормозам два ручных гидронасоса, под накачанным ими определенным давлением тормоза расходятся. А так как «Колесо», как правило, загружено неравномерно, то под тяжестью половины с большим количеством занятых кабинок оно самопроизвольно будет двигаться силой земного притяжения.

В любом из приведенных вариантов нештатной ситуации производители гарантируют эвакуацию всех посетителей из кабинок за 20 — 30 минут. Но это при условии грамотных действий обслуживающего персонала!

Кадры, которые ничего не решают?

Установка «Колеса» невиданных размеров в 2003 году чуть ли не в первую очередь предполагала кадровое обеспечение. Грамотно обслуживать такой объект сможет далеко не каждый слесарь или механик. Тогдашнее руководство парка отрядило на эти цели сразу троих работников: специалиста по электронике, механика главного и просто механика. Они съездили на обучение в Москву, где в результате получили удостоверения завода–производителя, своеобразные допуски к обслуживанию минского «Колеса обозрения». И по возвращении не раз доказывали свою компетентность, зная устройство аттракциона как свои пять пальцев. Но уже через полгода после открытия «Колеса» один за другим все трое были... тихо уволены. Кадровая политика вновь пришедшего руководства непонятна. Ведь сезонное закрытие парковых аттракционов не означает сезонность работы высококлассных специалистов. Сегодня дипломированных спецов по «Колесу» в парке нет.

Не это ли стало причиной того, что больше двух часов люди болтались в воздухе? Не потому ли штатные работники парка не смогли справиться с поломкой, а для ее устранения был срочно отозван из отпуска главный инженер УП «Городские парки»?

У них дела класс! А у нас?

К аварии на «Колесе» я еще вернусь. Пока хочу вам, уважаемые читатели, немного рассказать о российском опыте паркового бизнеса. Да–да, именно бизнеса, ведь аттракционы, несмотря на их высокую стоимость и кажущуюся мизерной по сравнению с ней цену билетов, — весьма прибыльное, высокодоходное предприятие.

В России парки развлечений работают не в пример лучше наших. Они объединяются: Российская ассоциация парков и производителей аттракционов, Лига парков Сибири, Ассоциация парков юга России — все это мощные общественные организации, в которых коллеги вырабатывают оптимальные методы ведения своего дела. Пример? Пожалуйста. Предположим, одна из форм деятельности ассоциаций — проведение семинаров. На них директора парков обмениваются передовым опытом. Свои секреты рассказывают друг другу честно: находясь в разных регионах, они не конкурируют между собой. Приведу интересный пример касательно тех же «Колес обозрения». Озадачившись привлечением посетителей, в одном из российских парков пошли на эксперимент. Сначала объявили, что молодожены катаются бесплатно, — сюда после обязательного возложения цветов потянулись кортежи. Вместе с молодыми захотели прокатиться свидетели. А куда ж новоиспеченных мужа и жену отпустят родители? Родственникам, близким и друзьям тоже не каждый день доводится кататься с женихом и невестой! Вереница гостей занимала практически все кабинки. Но бесплатно–то лишь для двоих! Остальные — пожалуйте в кассу. Наивно? Зато эффективно! Сквозь смех директора других парков записывали в блокнотики новацию.

Кроме того, есть возможность пригласить зарубежных коллег с солидным опытом работы. Ведь, допустим, руководитель филиала «Диснейленда» не поедет отдельно в какой–нибудь челябинский парк «Металлург», или в московский парк на ВДНХ, или в минский парк имени Горького. А когда собирается несколько десятков представителей парков — с удовольствием. В Беларуси такого, увы, пока нет.

Кстати, прежде всего на семинарах почти всегда рассматриваются два вопроса: техника безопасности и воровство. Что касается первого, то достаточно сказать, что в МАИ с недавних пор начали готовить инженеров, у которых в дипломе написано «специалист по безопасности аттракционов». Это уже говорит о высоком внимании российских паркосодержателей к собственному бизнесу.

И все–таки оно вертится!

Сегодня «Колесо обозрения» — вновь аттракцион N 1 в парке Горького. Прокатиться в небо — море желающих, о недавнем ЧП ворчат только бабушки на скамейках. Молодежь воспринимает аварийную остановку с юмором — примерно как «тренировку МЧС».

Из–за нехватки газетной площади я не успел о многом рассказать. О том, что примерно за месяц до 17 августа на «Колесе» уже был выявлен недостаток (его устранение вылилось в несколько дней простоя), о том, как город изыскивал сотни миллионов рублей на закупку аттракциона, о том, как ведется профилактика и допуск к эксплуатации, о директоре, которого я ловил, да не выловил. Приведу лишь слова инженера–механика парка Владимира Климчука, которому пришлось отдуваться за всех:

— «Колесо» по–прежнему работает надежно, профилактика ведется постоянно. После аварийной остановки нами были выработаны дополнительные меры, чтобы повысить уровень безопасности этого аттракциона.

На том и разошлись. А вопросы, прозвучавшие в этом материале, так и остались без ответа. Оно и понятно – уже не ответы искать, а тревогу бить в пору! Индустрия развлечений с пугающим постоянством становится источником трагичных новостей. Гибель минчанина на аттракционе «Сюрприз», смерть девушки на «Бобовой дороге» в Бресте, тяжелые травмы сразу у двоих человек на «Ромашке» в Гомеле, недавняя предпосылка к ЧП в Могилеве, к счастью, обошедшаяся без жертв... Не пора ли остановить эту карусель несчастий?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter