Почему Европа выбирает «мусор»?

О чувстве юмора в формате «Евровидения»
Мир сошел с ума. Так говорили многие после подведения итогов финала «Евровидения–2006». Трэшевое шоу «Лорди» из Финляндии, казалось бы, своей победой доводит идею гламурного (т.е. шикарного) конкурса со зрительской аудиторией 400 миллионов телезрителей до абсурда. Но кто, во–первых, сказал, что у «Евровидения» есть какой–либо формат? А во–вторых, что финские монстры недостаточно гламурны? Просто это особый вид гламура, с юмором. «Лорди» сами говорят о том, что их шоу — это дружеский привет из 80–х, когда люди среднего возраста (то есть теоретически те самые пресловутые домохозяйки) портили школьную мебель, выцарапывая циркулем «Kiss», «AC/DC» и «Twisted Sister».

Если мы сделаем мысленную панораму по всем 37 участникам нынешнего «Евровидения» и оценим итоги полуфинала и финала, то поймем, что «домохозяйки» больше не выбирают артисток с «поющими ногами», коих было больше половины. Оказывается, аудитория «Евровидения», какой бы примитивной ее ни старались изобразить многочисленные злопыхатели, способна–таки оценить юмор. Самая смешная песня за всю историю конкурса, «Мы — победители «Евровидения», которую поют литовцы, вошла в десятку финалистов следующего года. У занявшего второе место Билана, образно говоря, дым валит из всех пор. Но финны надымили по–настоящему. Как говорят кинорежиссеры, взрослому артисту не переиграть детей и животных. Так и человеку трудно тягаться с монстрами. Пускай даже такими добродушными, как «Лорди». На пресс–конференции после финала Мистеру Лорди задали вопрос, можно ли увидеть фото с его аккредитации. На что тот ответил: «А мне не нужна аккредитация. Здесь больше нет таких, как я».

Но у этой медали есть и оборотная сторона. Победители нынешнего конкурса обрекли себя на жизнь в костюмах. С такой проблемой уже столкнулись хард–рокеры из моей любимой норвежской группы «Виг Вам». Они приехали в Афины на прощальную вечеринку. И вынуждены были надевать костюмы, в которых вошли в Киеве в лучшую десятку. Без платформ и черной помады их бы элементарно никто не знал бы. Впрочем, дела у «Виг Вама» на родине идут более чем хорошо. Концерты по всей стране, диск вышел и все такое. Если вдуматься, норвежцы в прошлом году заложили фундамент финской победы. «Виг Вам» в Киеве были самыми любимыми артистами. Таких чудиков раньше на столь официозном конкурсе мы не видывали. Публика была в восторге от их ироничной непохожести на остальных артистов. Но в 2005 году зрители еще только учились вместе с конкурсантами идти против течения. Быть честными с самими собой, голосовать не за надоевшие голые ноги и заунывные баллады, а за оригинальную идею. А ныне финны пошли дальше норвежцев, не постеснялись приделать хлопающие крылья и высекать огонь из гитар. Довели идею до абсурда. И уже не могли не победить.

Я разговорилась после финала с генеральным директором российского конкурса «Новая волна», человеком с большим опытом в шоу–бизнесе Александром Румянцевым. И высказала ему свои опасения. Если мода на трэш (мусор по–английски) укоренится, страшно представить себе, чем можно будет удивить европейского зрителя в следующем году. Но Румянцев меня успокоил. И кстати, спросил, когда Беларусь, богатая на таланты, пришлет наконец сильного артиста на «Новую волну»? Мы сошлись во мнении, что наши артисты, новички на «Евровидении» и других международных конкурсах, слишком серьезно относятся и к самим себе, и к участию в конкурсе. Не допускают юмора. Бросаются из крайности в крайность. То Анжелика три платья сразу наденет. То Полина в ультракоротких шортиках выйдет. Про «Александру и Константина» вообще никто не вспоминает, словно бы они не были первыми посланниками на «Евровидении» от Беларуси. Положа руку на сердце, скажите, можете ли вы представить, чтобы такие чудаки, как «Виг Вам» или «Лорди», заявились на отборочный тур у нас? Или, того фантастичнее, победили бы в нем?

Нам надо брать пример с таких же новичков, как мы, только более удачливых. Например, с Армении, занявшей в Афинах восьмое место. Весь номер «вытянула» постановка модного хореографа из Москвы Егора Дружинина. Что мешает нам консультироваться и сотрудничать с серьезными специалистами, пока сами учимся? Стремиться, чтобы наша делегация не выглядела бы самой скучной из всех приехавших. Ни флажков, ни маек с изображением Смоловой... Видели бы вы промо–сувениры Билана или Тины Кароль. Все это формирует настроение у коллектива, не говоря уже о международном имидже.

Из 37 стран только 10 попадают в финал. Но никого не прессингуют, как наших артистов, по поводу «ответственности представлять страну». Страну представляет вовсе не артист. Самолично к крупнейшему высокотехнологичному мировому телешоу он подготовиться не может. Ответственность за подготовку несет телекомпания, состоящая в составе Европейского вещательного союза. Белтелерадиокомпания, к сожалению, не может начать подготовку конкурсанта следующего года заблаговременно. По условиям ЕВС отбор артистов происходит в определенное время. Но у БТ, Смоловой и Агурбаш завязались неплохие деловые контакты. Надо этим пользоваться, ездить и смотреть, как работают коллеги. Это еще никому не причиняло вреда.

А рвать волосы не надо. Во-первых, Полина — хорошая певица, а во-вторых, «Евровидение» — это такой конкурс, где шансов победить у Паваротти куда меньше, чем у Жириновского. Он — мастер трэша.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter