Почему Днепр и Даугава текут в разные стороны?

Как же давно это было! Летом 1981 года могилевский "Днепр" - амбициозная команда молодого тренера Байдачного - принимал у себя на "Спартаке" набравшую крейсерскую скорость рижскую "Даугаву".
Как же давно это было! Летом 1981 года могилевский "Днепр" - амбициозная команда молодого тренера Байдачного - принимал у себя на "Спартаке" набравшую крейсерскую скорость рижскую "Даугаву". То был уникальный в своем роде турнир команд второй лиги, где в ходе сезона из-за скромного количества участников (всего-то 9 команд) соперникам пришлось провести друг с другом по 6 игр. Приелись они тогда друг другу страшно, и совсем неудивительно, что уже в следующем году зону расширили до привычного формата. Однако продолжим. Тогда, в 81-м, мечтавший о первой лиге "Днепр" принимал "Даугаву" не в простом матче, а едва ли не в "золотом". К сожалению, только принявший команду Байдачный не смог перехитрить своего коллегу из Риги Яниса Скределиса, и в итоге звезды гостей Старков, Вицеховский и Милевский не просто забили на гол больше, чем могилевчане, но еще и заслужили повышение в классе. Ну а что же мы? Вкупе с "Днепром" "неуд" за сезон получили все белорусские клубы, болельщики же и специалисты с тех пор с плохо скрываемой завистью стали следить за дальнейшей игрой рижан.

Через год бывший нападающий сборной СССР Байдачный своего добьется - получивший серьезную финансовую поддержку от областных властей (родственник Анатолия Николаевича возглавлял Могилевский обком КПБ), он выведет "Днепр" в первую лигу, однако недолгой будет та песня. Собранная из многочисленных варягов команда запуталась в кулуарных проблемах и, попросту провалив второй круг, вернулась на круги своя. "Даугава" же, сделавшая ставку на молодых воспитанников латвийского футбола, продолжила яростное восхождение. В истории рижской команды был даже переходный турнир за право выйти в высшую лигу, однако, ступив на искусственный газон московских манежей, капитан "Даугавы" Старков был вынужден "подписать" капитуляцию перед людьми из бакинского "Нефтчи".

Впрочем, я не об этом. Фирменный почерк капитана рижан Александра Старкова знают не только парни из Баку. В историю советского футбола он вошел как первый латвийский игрок, забивший более 100 мячей в чемпионатах СССР. Завершив карьеру игрока, в 1990 году окончил в Москве Высшую школу тренеров и уже через два года возглавил "Сконто". Под его руководством рижская команда выиграла 11 титулов в своей стране, стала весьма активным участником распределения призов на традиционном Кубке Содружества. А главный успех к тренеру Старкову пришел в ноябре, когда руководимая им сборная Латвии сенсационно, но вместе с тем вполне заслуженно обыграла турок и вышла в финальный турнир чемпионата Европы.

А где секрет? "Мы победили за счет того, что сумели выжать максимум из тренеров, массажистов, врачей, футболистов (обратите внимание на порядок слов. - Прим. авт.), - говорит враз превратившийся в национального героя Старков. - Мы много работали, и нам немножко повезло. Но везет только тем, кто пашет". Собственно, ничего удивительного - именно такие слова произносят обычно тренеры команд-победителей. Но, просмотрев матчи сборной Латвии, проанализировав посвященные ей многочисленные публикации, легко найти и другое объяснение сегодняшнего взлета. Назовем его приверженностью традициям. Ведь не случайно "Сконто" и сборную Латвии называют одной большой семьей, каждый член которой не только хорошо знает другого, но и может на него положиться.

Но - стоп! Уже в этом году в феврале в товарищеском матче белорусы с крупным счетом выиграли у латышей. Это была еще одна дуэль Байдачного и Старкова. Тогда на Кипре три гола забил Максим Ромащенко, еще раз отличился Виталий Булыга. При упоминании этих имен в памяти невольно всплыл Могилев. Я, однако, решил, так сказать, "вспомнить дальше". Посмотрел протоколы матчей "Днепра" за 1981 год и ахнул: футболисты могилевской команды того созыва, по сути, растворились. Нет их, и никто не знает, где они. Кому что говорят сегодня фамилии лидеров тогдашнего "Днепра" - Белошапки, Александра Василевского, Походзило, Карлова, Щербакова? Зато совершенно иная картина вырисовывается при ознакомлении с составом рижан. Тем более трудно удержаться от параллелей, когда узнаешь, что сегодня под водительством Александра Старкова играет его сын Сергей, а также дети его друзей из "Даугавы" - сын Игоря Семенова Сергей, сын Илмарса Верпаковского Марис. Тот самый Марис Верпаковский, чья блистательная игра в осенних матчах во многом предопределила нынешнее положение сборной Латвии.

Стоит ли говорить после этого о причинно-следственной связи чьих-то успехов и чьих-то поражений? Стоит ли удивляться постоянным лихорадкам в мозырской "Славии" и уверенной поступи борисовского БАТЭ? Не лучше ли выразить уверенность в том, что даже если на Евро-2004 в Португалии латыши проиграют немцам, чехам и голландцам (таким командам уступить могут сами бразильцы), их поклонникам в Риге, Минске или Таллине все равно будет не стыдно за увиденную игру.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter