"Золотого орла" получил белорусский режиссер Вячеслав Никифоров за фильм "Палач"

Почему «Беларусьфильм» хочет, но не может

Не так давно в Москве раздавали «Золотых орлов». Пожалуй, самую престижную кинематографическую награду России. Одним из первых заветную статуэтку получил белорусский режиссер Вячеслав Никифоров за фильм «Палач» в номинации «Лучший телефильм или мини-сериал». Для тех, кто еще не видел — это история разоблачения Антонины Макаровой, которая во время Великой Отечественной войны, будучи на службе у фашистов, расстреляла более 1500 человек.

Фильм достойный, захватывающий, держащий интригу. И страшный. Режиссер наш — гордость обуревает. Да и история тоже почти наша. Ведь прототип Раисы-Антонины, реальная Тонька-пулеметчица. В мирное время, выйдя замуж, обосновалась в белорусском Лепеле, где спустя десятилетия и нашли ее оперативники. Опять же, в сериале много эпизодов о войне — еще одна «фишка» отечественного кинематографа. Но… фильм российский. Российские продюсеры, актеры, сценарист, снимался в Москве и Подмосковье…

А мог бы и у нас. Но не случилось. Впрочем, не в первый раз. Конечно, у всех на слуху современные отечественные фильмы — просто их слишком немного, чтобы не запомнить. Удивили ли они? Может, получили престижные награды на фестивалях? Или заработали хорошие деньги? Увы. Отечественный продукт гораздо скромнее по своим свойствам, чем российский.

При этом государство не отказывается от помощи кинематографу. Президент на одной из встреч с деятелями культуры по вопросу развития кинематографии отмечал, что государство не пожалеет средств, чтобы по достоинству вознаградить создателей действительно шедевра, способного покорить сердца зрителей не только в Беларуси, но и за рубежом. Вопрос в том, когда и кто сделает такое кино.

Но где они, эти картины? Между тем настоящие профессионалы есть и у нас. Правда, снимают они чаще всего в России. Опять же награды там получают. А ведь живут-то здесь. Их не надо разыскивать за рубежом, чтобы пригласить на проект. Не приглашают.

Думаете, отечественные профессиональные, опытные режиссеры не хотят работать дома, предпочитая длинный рубль по соседству? Отнюдь. Не так давно генеральный директор «Беларусьфильма» рассказывал БЕЛТА о своей беседе с тем же Вячеславом Никифоровым: у него была грандиозная идея сделать фильм по роману Владимира Короткевича «Хрыстос прызямліўся ў Гародні». Однако, по словам топ-менеджера, выступить продюсером такого режиссера сегодня киностудия «Беларусьфильм» не в силах — нет средств.

Ну, допустим, нет у нас денег на масштабные проекты — кризис, нужно экономить. Так почему не сделать ставку на коммерческое кино? И рынок под боком — соседняя Россия. Все, кто хоть мало-мальски знаком с киношной кухней, в курсе: раньше, до печальных событий в Украине, киевские кинематографисты поставляли России просто огромное количество сериалов и мини-сериалов. На любой вкус и цвет. И весьма неплохо на этом зарабатывали. 

Ситуация изменилась. По понятным причинам поток «мыла» из Украины остановился. И вот тут бы нам взять да и занять хотя бы кусочек этой ниши. Спрос-то на продукцию есть. Нет денег? Так сегодня, с учетом реалий, требуются именно низкобюджетные проекты. Но прежде чем продать, нужно что-то снять. И снять то, что действительно будет продаваться.

Если за последние годы ни один отечественный проект так и не выстрелил, может, пора пересмотреть подходы к их производству? Возможно, чиновники от культуры выбирают не тех исполнителей. Может быть, незаслуженно обходят тех, кто априори умеет создать качественную, по-настоящему цепляющую зрителя историю, которая при этом не будет отдавать нафталином — как в смысле киноязыка, так и производства…

А ведь Год культуры идет. И кино, если вспомнить Владимира Ильича, у нас «важнейшее из искусств». Вроде до сих пор никто это так и не опроверг…

bolshakova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter