Криминальные автобизнесмены уходят с рынков в интернет

Почем рубль лиха

Как угораздило Владимира Н., человека образованного, купить машину с рук у сомнительного типа, сейчас он и сам не скажет. Нашел на сайте объявление. За вполне приличный с виду автомобиль некий Василий просил около 10 тысяч долларов, и за такую красоту минчанин был готов отдать эти деньги. Встретились на трассе в Витебской области. Владимир наспех пролистал туда–сюда бумаги, под капот заглянул: «Нравится, беру!» Уже в ГАИ при регистрации счастливого покупателя огорошили: машина в розыске в России, документы поддельные. Телефон Василия больше не отвечал... Этот пример — один из многих, которые привел мне начальник отдела «Т» (организация раскрытия преступлений в сфере криминального автобизнеса) МВД Алексей Малахов: «Все знают об элементарных правилах сделки купли–продажи автомобилей, заключении договоров, но пренебрегают ими. Одна из отличительных особенностей современного преступного автобизнеса — все чаще машины стали продаваться или обмениваться по объявлениям в интернете, а не на авторынках».


В последние годы угонов и краж в Беларуси стало заметно меньше, говорит мне полковник милиции Малахов. Вместе с тем в страну везут похищенные за рубежом машины. В основном — из Смоленска, Москвы, Московской области, Пскова, Санкт–Петербурга, продаются с поддельными документами, перебитыми идентификационными номерами. Кстати, проблема набирает обороты по всему миру. О масштабах бизнеса говорит уже то, что транспорт готовят к продаже в считаные дни. Нередко работает целая сеть: одни занимаются хищениями, другие — подделкой документов, третьи — изменением vin–номеров.

Этим летом белорусские и российские сотрудники уголовного розыска задержали в Подмосковье витебскую группу автоворов. Этот «квартет» в тот день угнал два автомобиля — «Киа Рио» и «Хендай Солярис». По дороге домой их сопровождали подельники на машине прикрытия. Однако отъехать дальше нескольких километров преступникам не дали: инспектора ГИБДД остановили бандитов якобы для проверки документов, дальше работали оперативники. «Благодаря сотрудничеству уголовного розыска Беларуси и России установлена причастность этой группы к совершению десяти аналогичных преступлений в РФ, — уточняет А.Малахов. — Все фигуранты не старше 30 лет». На фотографиях, которые теперь показывает мне офицер, — само задержание, радиостанции, оборудование для вскрытия машин и запуска двигателя.


В сентябре была задержана еще одна группа белорусов. Они тоже угоняли в основном «Киа». Те и другие везли машины в Беларусь, где они могли быть проданы по запчастям либо по поддельным документам, уточнил офицер. Злоумышленники знали, кто, как и за какую цену подготовит липовые документы, перебьет vin–номер. Недавно таких «специалистов» задержали в Минском районе. При обыске у них изъято 70 пластиковых заготовок для изготовления документов. В некоторых уже были указаны новые владельцы, марка, модель машины. Возбуждено несколько уголовных дел, под суд пошли четыре человека.

Бывает, автомобиль уже из РФ идет на первый взгляд чистым и с полным пакетом документов, в том числе белорусского образца. Одно такое авто пару недель назад выявили оперативные работники угро нашей страны. Белорус купил его в России. Продавец уверял: «Бери. Собственник как раз в Могилевской области, там и машинка оформлена. Созвонитесь — порешаете». В итоге транспорт вернули в РФ законному владельцу, покупатель же остался ни с чем. Кстати, этот случай помог выйти на троих минчан, которые штамповали новые автодокументы прямо у себя в квартире.

Старший эксперт УГКСЭ Минска Валерий Борчук проверяет,
 нет ли у авто криминального прошлого.

Основная масса криминальных транспортных средств отсекается при регистрации в ГАИ, где инспектор, заметив подвох, может пригласить и криминалиста. Как рассказал мне судебный эксперт ГКСЭ, на каждую сотню проверенных машин приходится около 20 с измененными данными. В основном код подделывают на бюджетном транспорте и пользующемся особым спросом, к примеру на БМВ. Чем дороже товар, тем качественнее подпольный сервис. Допустим, автомобиль побывал в аварии и повреждена поверхность с кодом. В таких ситуациях разглядеть подделку за ремонтными работами очень трудно, особенно если они выполнены некачественно (что встречается почти в 70 процентах случаев). А бывает, перебив номер и наведя внешний лоск, машину специально бьют, скрывая липу ремонтом. Порой на исследование попадает транспорт, прилично поездивший по стране и прошедший не одну перерегистрацию. Попасть впросак можно и при выезде за границу, когда вдруг выясняется, что машинка, которую ты недавно приобрел у перевозчика, в Беларусь вообще не ввозилась. И идет она на экспертизу. Кстати, в РФ и других государствах нарваться на ТС с перебивками либо клонов (с одинаковой маркировкой) можно и в автосалонах. Не говоря уже про автохаусы, которые не отвечают за юридическую чистоту «вторички». Такая же ситуация с мотоциклами, прицепами, грузовым и прочим транспортом.

Оперативная съемка. Задержание  в Подмосковье витебской группы автоворов.
Фото  предоставлено сотрудниками МВД.

«Покупайте машину исключительно у собственника, а не посредников, — напомнил начальник отдела организации раскрытия преступлений в сфере криминального автобизнеса. — Рассчитывайтесь только с ним. По возможности, оформляйте сделку, составляя договор купли–продажи с регистрацией в ГАИ».

Что воруют?


В Беларуси в этом году украдено более 20 дорогих машин — БМВ Х6 и Х5, «Мерседес–Бенц», «Вольво ХС90», «Фольксваген–Каравелла», «Тойота Ленд Крузер 200» — с современными охранными системами. Всего с начала года в стране зарегистрировано 117 автокраж, 79 из которых уже раскрыто, а из 585 угонов раскрыто 524. В целом количество краж и угонов автомобилей заметно снизилось. Чаще всего преступников интересуют не новые, а  10 — 20–летние ВАЗ, «Фольксваген», «Ауди». У большинства из них не было охранной системы.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 236 (25118). Четверг, 8 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter