Почем пуд профилактики?

Есть статистика горькая, а есть - убийственная в своей обыденности.
Есть статистика горькая, а есть - убийственная в своей обыденности. Из года в год нам твердят, что абсолютно здоровым рождается лишь каждый десятый ребенок, а за 12 лет учебы в школе число больных детей увеличивается в 5 раз. В результате к последнему звонку среднестатистический выпускник приходит насколько вооруженный знаниями, настолько же и обремененный недугами. Принято считать это расплатой за раннее начало обучения и повышенные нагрузки. Но есть и другая точка зрения: здоровьем за знания расплачиваться не придется, если не дети после уроков будут ходить по врачам, а педиатр сам придет в каждую школу.

- У нас, к сожалению, забыты золотые слова Пирогова: "Фунт профилактики стоит пуда лечения". Сегодня задача врача в поликлинике - лечить болезнь, а не укреплять здоровье. Из-за нехватки времени никто и не пытается хворь предупредить. Между тем по уровню развития большинство современных детей либо отстают, либо опережают свой возраст по метрике - и то и другое чревато серьезными последствиями, если не принимать никаких мер, - считает Нина Лебедева, доктор наук, профессор, один из главных в Беларуси защитников идеи школьного педиатра.

Специалисту достаточно просто понаблюдать за учениками на уроке физкультуры, чтобы заподозрить неладное. Вот у ребенка, сделавшего 20 приседаний, "зашкаливает" пульс и восстанавливается не через положенные 3 минуты, а через 10 - 15 - это сигнал о неполадках в сердечно-сосудистой системе. Вот выясняется, что малыш не может задержать дыхание больше чем на 15 секунд - возможно, что-то с легкими? Значит, уже нужно вмешиваться, подбирать специальный комплекс упражнений. Но кто забьет тревогу вовремя? Учитель физкультуры, у которого на уроке иной раз сразу два класса? Фельдшер, занятый в основном прививками да неотложной помощью? Закрепленный за школой педиатр? Но тот, если и есть, бывает там от силы 1 - 2 раза в неделю. В 700 российских средних учебных заведениях такую "диагностику здоровья" взяли на себя школьные педиатры, а сами школы стали чем-то вроде оздоровительных центров. Там приболевшему ребенку диагноз ставят на месте, а не отправляют в поликлинику; там наблюдают за ним изо дня в день, а не только накануне 1 сентября; там физкультуру ведут по особой методике, причем сразу три учителя. Ингаляция, массаж, кислородный коктейль - обязательная строка в режиме дня. Россияне уже начали "собирать камни": острая заболеваемость среди ребят из экспериментальных зон снизилась вдвое, здоровье улучшилось у каждого пятого.

Самое обидное, что подобные идеи витают у нас уже лет 20, еще в 1995 - 2000 годах их с успехом опробовали в Копыле и Дзержинске. Эксперимент хотели провести в 20 школах, и хотя ни одно из заинтересованных министерств не сказало категорического "нет", сейчас речь об одной-единственной минской школе N 161. Ее директор Валерий Стружков не понаслышке знает, чего стоит фунт профилактики: в свое время с помощью кварцевых процедур тут удалось остановить эпидемию паротита... "Мысль совместить поликлинику и школу очень своевременна, - уверен Валерий Александрович. - Может быть, именно школьные педиатры, как и семейные врачи, смогут переломить создавшуюся ситуацию". Ничего против новации не имеют и в Минздраве. Более того, начальник управления организации медпомощи Александр Цыбин называет себя даже сторонником такого подхода, но ждет, что инициатива придет снизу.

Беда только в том, что школе одного желания мало - нужно как минимум соответствующее финансирование, чтобы оплачивать труд педиатра и закупить необходимое оборудование. С одной стороны, статья расходов заметная - только один комплект аппаратуры потянет на 2 млн. рублей, с другой - смета окажется вполне приемлемой, если Минздрав и Минобразования объединят усилия. В любом случае, согласитесь, это не столь уж высокая цена на фоне сумрачной статистики детских болезней.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter