Как белорусские регионы продвигают себя на туристическом рынке

Почем фунт изюма

По данным Всемирной туристической организации ООН, вклад туристической отрасли в мировой ВВП приближается к 10 процентам. Каждое 11–е рабочее место на планете прямо или косвенно зависит от туризма. Маркетинг территорий стал одним из важных видов экономической деятельности. Конкуренция регионов за привлечение инвестиций и гостей — сегодняшний день и в нашей стране. Если крупные города восходят по лестнице брендинга более–менее уверенно, то райцентры и деревни все еще ищут свое лицо методом проб и ошибок. Как встречают и привечают туристов в регионах, увидели наши корреспонденты.

В выходные в Мотоле прошел кулинарный фестиваль.

В Брестской области, к примеру, практически каждый район придумал себе праздник. В Березовском — «Споровские сенокосы», в Дрогичинском — праздник фольклорного искусства «Таночак», в Ивацевичском — военно–исторический фестиваль «Выгонощанская фортеция», в Столинском — конный фестиваль «Полесская нива»... Самым же известным и популярным стал фестиваль еды. В минувшие выходные в деревне Мотоль Ивановского района в восьмой раз отшумел кулинарный фест «Мотальскiя прысмакi».

Руководитель общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова — одна из инициаторов рождения фестиваля. Вот ее мнение на сей счет:

— Сегодня еда — это модно. Туристы хотят пробовать еду там, где ее производят.

Несомненно, бизнес играет важную роль в маркетинге места. В Мотоле с четырьмя тысячами населения 26 частных унитарных предприятий. Откуда у мотолян деловая жилка? Говорят, со времен Боны Сфорцы. Благодаря жене великого князя ВКЛ Жигимонта Старого в 1555 году Мотоль получил Магдебургское право. Итальянка привлекла на берега Ясельды умелых ремесленников и торговцев — евреев, итальянцев, немцев, которые тут и осели.

Неделю назад зрителей завлекали в Мстиславль на рыцарский турнир.

Первый фестиваль «Мотальскiя прысмакi» стал победителем республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь» в номинации «Событие». Седьмой получил статус международного. Сейчас, в восьмой раз, Мотоль превратился в фуд–корт на два дня. В субботу удивляли предприниматели, в воскресенье — хозяйки из деревень Ивановского района. Мастер–классы по приготовлению национальной еды давали гости из Украины, Литвы, Польши, Китая, Израиля.

Чем Мотоль обязан фестивалю? Создали музей хлеба. Местная свадебная каравайная традиция получила статус нематериального историко–культурного наследия Беларуси. Построены агроусадьбы, отель. Открылся археологический музей. Развернулся общепит, который на недавнем празднике был на высоте. Ну и слава о Мотоле, разумеется, разлетелась по миру.

Бренд «Мотальскiя прысмакi» хорошо известен за пределами страны, уверен председатель Ивановского райисполкома Юрий Бисун:

— Мотольская продукция произвела настоящий фурор в Москве на презентации экономического, инвестиционного и туристического потенциала Брестчины.

Почему получилось у Мотоля? Скажем так: традиции, история, люди. Плюс активность местного бизнеса, который продвигает свою продукцию. «Мотальскiя прысмакi», пожалуй, один из самых удачных в стране примеров вовлечения в продвижение территории населения, власти, бизнеса, общественных объединений и зарубежных партнеров.


Что же мешает другим? Отсутствие рекламы. Временная неопределенность с проведением мероприятия. Как следствие — пробел в календаре туристических событий. Бывают и накладки по датам. Так, Мотоль давно «занял» последние выходные перед Успенским постом. Зачем в эти же дни проводить экологический фестиваль «Спораўскiя сенакосы»? Тоже интересное мероприятие, но не каждый любознательный турист успеет побывать на обоих берегах Ясельды...

А как обстоят дела в других областях? Календарь туристических событий на сайте Могилевского облисполкома начинается... с октября. Если уж расставлять мероприятия по значимости, на первое место можно было бы поставить «Рыцарский фест» в Мстиславле. За 10 лет он стал интересным событием, на которое съезжаются до 15 тысяч человек. Гостей в полтора раза больше, чем самих жителей города.

В какой–то степени благодаря фестивалю в Мстиславле восстановлены, реконструированы и построены с нуля десятки объектов. Комплекс Иезуитского монастыря, кармелитский костел... На Замковой горе выросла настоящая крепость XII века, возведен княжеский донжон, открыт для посетителей уникальный археологический раскоп древнего Мстиславля.

А в июле в Глубоком прошел «Вишневый фестиваль».

Ежегодно на организацию феста затрачивается около 50 тысяч рублей. Но практически все деньги благодаря доходам от фестиваля возвращаются в районный бюджет.

Создавать имидж своим регионам на Могилевщине также призваны «День огурца» в Шклове, Маковей у Голубой криницы на Славгородчине, этнопраздник «В гости к радимичам» в Радомле, Дрибинские торжки. Правда, до популярности «Рыцарского феста» им далеко.

«Вишневый фестиваль» в Глубоком в календаре туристических и культурных событий Витебской области незаслуженно назван районным. А ведь за 5 лет этот оригинальный фестиваль стал одним из самых посещаемых в стране, получил официальный статус культурного события международного масштаба.

Тут тоже сделали привязку к истории. Вспомнили, что еще в 20 — 30-е годы XX века глубокский помещик, агроном и селекционер Болеслав Лапырь начал популяризировать сорт «вишня кислая». С первых шагов Глубокский райисполком подошел к делу основательно. С помощью местных жителей, организаций и школ заложили вишневый сад. Отремонтировали городскую гостиницу, благоустроили набережные озер Великое и Кагальное. Благодаря фестивалю город изменился. Появились гранитный памятник глубокской вишне. И памятник барону Мюнхгаузену. В Глубоком вам расскажут, что великий выдумщик, охотившийся на оленя при помощи вишневой косточки, похоронен в белорусском райцентре. В нынешнем году на фестиваль в Глубокое приехали делегации Германии, Грузии, Израиля, Латвии, Литвы, Польши, России и Франции. То ли еще будет!

Почему же у одних получается, а у других нет?

Валерия Клицунова считает, что за каждым из мероприятий, удачных или не очень, много невидимого постороннему глазу:

— Фестиваль — это живой организм, а не только инструмент в программе действий по развитию и продвижению населенного пункта на туристический рынок. Чтобы фест состоялся и жил, необходимы яркие личности. За каждым хорошим делом стоят люди. Как в Мотоле, где и мотоляне, и власть работают с душой.

К слову, в планах — подача заявки на внесение «Мотальскiх прысмакаў» в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. А мотольская кухня намерена продвигаться в рестораны страны.

В ТЕМУ

Предпринимателям в малых городах станет проще открывать в своих домах магазины, кафе, парикмахерские. Такую возможность ИП планируется предоставить проектом указа «О некоторых мерах по созданию условий для развития торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения». МАРТ предложило для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, работающих в торговле, бытовом обслуживании и общепите в городах до 20 тысяч населения, создать условия, подобные действующим в агроэкотуризме.

КСТАТИ

В Беларуси в течение года проводится более сотни различных фестивалей. Это музыкальные и театральные форумы, фестивали народной культуры, старинных ремесел, национальной кухни, экологические праздники, рыцарские турниры и реконструкции, великосветские балы.

valentinak3@mail.ru

gardiana@источник

vt@mail.ru

Фото БЕЛТА и Павла  КУНИЦКОГО.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter