Побороться за абитуриента

В кооперативный вуз в этом году было зачислено 2045 человек

Так были настроены специалисты кооперативной образовательной отрасли в 2011 году

Подача документов, проходные баллы, зачисление — самые волнительные моменты для абитуриентов и их родителей в этом году уже позади. Лучшие из лучших увидели свои фамилии в списках первокурсников и на днях впервые сели на студенческую скамью. Какой была борьба за право получения образования в учебных заведениях потребительской кооперации в этом году? Тенденции завершившейся вступительной кампании анализируем вместе с Еленой МОСТОВСКОЙ, начальником отдела образования и науки, заместителем начальника управления кадров, образования и организационно-кооперативной работы Белкоопсоюза.

Позиции остались стабильными

— Сегодня мы можем сказать однозначно, что приемная кампания этого года оправдала наши ожидания, — на оптимистичной ноте начала беседу Елена Павловна. — Количество зачисленных в учебные заведения несколько ниже плана, но это вполне оправданно из-за сокращения общего количества выпускников. В этом году школу окончили более чем на сто тысяч выпускников меньше, чем в прошлом году. Поэтому снижение числа абитуриентов произошло в рамках наших ожиданий. Можно сказать однозначно, что учебные заведения не потеряли своих абитуриентов, сохранив тем самым свой вес в регионах, а также в системе образования республики в целом.

В кооперативный вуз в этом году было зачислено 2045 человек. Много это или мало, позволяет узнать анализ динамики приема за последние десять лет: максимальное и, нужно отметить, рекордное количество студентов за всю историю университета было принято в 2010 году — 2727 человек. В прошлом году решающими стали два фактора: демографический — абитуриенты 2010 года родились во время беби-бума 80-х годов, а также фактор образовательных реформ — сказались последствия возврата к 11-летней системе среднего образования, двойной выпуск школ. Минимальное количество студентов было зачислено в 2005 году — 1907 человек.

Ведомственные колледжи в этом году приняли 4016 человек. Проведенный анализ показывает, что максимальный прием был зафиксирован в 2009 году — зачислено 5822 человека. Чаще всего такая ситуация складывается в те годы, когда выпуск базовой школы «наслаивается» на выпуск средней школы. Минимальный прием был в 2004 году — 3418 человек.

— Количество зачисленных в этом году учащихся можно считать оптимальным, — утверждает Елена Мостовская. — Цифры неплохие, если учесть тот факт, что в ряде государственных ссузов картина и вовсе плачевная: не удалось заполнить даже бюджетные места. Мы же можем уверенно говорить о том, что абитуриент остается верен средним специальным учреждениям образования потребительской кооперации. Перешагнув за цифру приема в четыре тысячи человек, мы это доказали.

За счет средств организаций потребительской кооперации в этом году было принято 463 человека в университет и 524 человека в колледжи. Данное количество, по словам Елены Павловны, находится в рамках потребностей организаций и незначительно отличается от предыдущих лет. Спрос на специалистов высшего образования остается стабильным — варьируется в рамках пятисот человек. Соответственно, потребности организации будут обеспечены и специалистами со средним специальным образованием.

Я б в бухгалтеры пошел…

Конкурс в колледжах в текущем году сложился в пределах полутора человек на место. Стоит отметить, что низкий конкурс или его отсутствие — тенденция этого года, характерная для большинства учебных заведений республики. В системе потребительской кооперации борьба за место на студенческой скамье разгорелась только по всем специальностям дневной формы получения образования в Гомельском торгово-экономическом колледже. Здесь сыграли роль как внутренние — престижность учебного заведения, так и внешние факторы, такие как малое количество профильных конкурентов в регионе, большое количество выпускников школ. Гомель по-прежнему остается городом, лидирующим по количеству населения после столицы.

Негативная тенденция, наметившаяся в последние годы, — снижение интереса молодежи к рабочим профессиям. Остаточный принцип комплектования профессионально-технического образования сегодня в системе потребительской кооперации и республике в целом актуален, как никогда: если выпускнику не удается поступить в вуз и колледж, он идет получать рабочую профессию. Из-за низкого спроса на образование этого уровня прием во все учебные заведения, которые готовят рабочих, был продлен до 1 сентября.

— Как ни парадоксально, при масштабном перепроизводстве в стране специалистов экономического и юридического профиля эти специальности в наших учебных заведениях пользуются повышенным спросом, — констатирует Елена Мостовская. — Охотно поступают выпускники школ на специальности, связанные с программным обеспечением и информационными техно-логиями, как в вузы, так и в колледжи.

Несколько лет подряд остается актуальной тенденция растущей среди молодежи популярности заочной формы получения образования. Традиционно специальности заочной формы обучения укомплектовываются быстрее и активнее, нежели специальности очной формы. Очень часто интерес к заочному образованию, предоставляемому кооперативными учреждениями образования, проявляют и выпускники вневедомственных учебных заведений.

Не боится современная молодежь и новых специальностей: в этом году очень быстро была укомплектована в университете группа по специальности «логистика», прием по которой осуществляется во второй раз. Высоким был спрос на открытую в этом году Минским торговым колледжем специальность «маркетинг». В следующем году, по прогнозам специалистов, он будет еще более высоким, поскольку отбор на основе баллов централизованного тестирования будет заменен отбором на основе среднего балла документа об образовании.

Вынужденной мерой стало уменьшение приема в колледжи на дневную сокращенную форму получения образования.

— Реальность такова, что современная молодежь выбирает между началом трудового пути и заочным получением дальнейшего образования, игнорируя возможность обучения в сокращенные сроки.

Современные технологии на службе образования

Отличительная особенность этого года — рекламная кампания учебных заведений потребительской кооперации никогда не была такой масштабной. На профориентационную работу были направлены усилия всей системы. Организации райпо и учебные заведения работали встречно, друг с другом: совместные выезды на дни профориентации в районы, массовое распространение печатной рекламной продукции в кооперативных объектах торговли и общественного питания, работа с выпускниками, которых подключали для проведения агитационных акций.

— Рекламных объектов у нас — целая республика. Все работники организаций, предприятий, объектов — наши рекламные агенты, — утверждает Елена Мостовская. — И если правильно организовать эту работу, можно максимально широко распространить информацию о кооперативных учреждениях образования, привлечь тем самым большее количество абитуриентов.

В этом году на базе 37 районов проводился комплексный мониторинг качества профориентационной работы, представлявший собой динамичный процесс, в рамках которого мобильно проводились изменения в планах, стиле и методах работы.

Эффективное использование мультимедиа- и информационных технологий — одна из знаковых особенностей нынешней проф-ориентационной кампании. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать — таков девиз этого года. Профессиональные рекламные фильмы об учебных заведениях, масштабное привлечение средств массовой информации, использование всех возможностей полиграфии при оформлении печатной продукции.

— Сегодня нужно задуматься не только над тем, что рассказать о своем учебном заведении, но и как рассказать, как преподнести, на чем сделать акцент, — подчеркивает Елена Павловна.

Существенный вклад в проф-ориентационный процесс сделали сайты всех ведомственных учебных заведений, которые сегодня разработаны на профессиональном уровне. Опросы выпускников прошлых лет показали, что сайты занимают лидирующее место среди существующих источников информации об учебном заведении. Усилиями специалистов в области информационных технологий, работающих в учебных заведениях, они превратились в полноценные информационные порталы с форумами, рубриками «Вопрос — ответ», возможностью в режиме реального времени отслеживать новости учебных заведений, динамику вступительной гонки.

— Проанализировав результаты рекламной кампании, мы сделали соответствующие выводы, на основе которых будем строить работу в следующем году , — констатирует Елена Павловна. — 2012 год ожидается более тяжелым в связи с продолжающимся уменьшением количества выпускников школ. Абитуриентов становится меньше, предложений учебных заведений — великое множество, спектр специальностей невероятно разнообразен. Наши специальности не являются уникальными, подготовка по ним осуществляется во многих вузах и ссузах республики. Одним словом, конкурентов у нас много. Поэтому необходимо оттачивать свое мастерство благодаря более грамотной разработке рекламной кампании, инициировать встречи, самим их организовывать на базе райпо и школ. Это и станет одним из основных направлений в проф-ориентационной работе следующего года.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter