Побежденные на "стометровке"

...Это было непонятно, но вызывало любопытство. На могилевской “стометровке” (в каком крупном городе нет такой достопримечательности?!) с одного ее конца стояла кучка молодых, импозантно одетых женщин, вид которых не оставлял никаких сомнений в роде их занятий. А чуть поодаль, нерешительно переминаясь с ноги на ногу и что-то между собой тихо обсуждая, кучковалась вторая компания, состоящая из солидного вида женщин бальзаковского возраста. Заподозрить их в тождественности занятий никак нельзя было, хотя и догадаться было невозможно, какая причина привела в поздний вечер в столь злачное место обычных “домашних” женщин.
А пришли они, члены общественного объединения “Могилевский женский центр поддержки и самообразования”, чтобы участвовать в реализации проекта “Профилактика и лечение ВИЧ-СПИД в Беларуси” в рамках программы развития ООН при поддержке Минздрава республики. И группой воздействия выбрали “ночных бабочек”.
— Было немало споров и сомнений, получится ли что-нибудь из этой затеи, — вспоминает лидер организации Валентина Гвоздева. — Ведь наши подопечные выбрали себе древнейшую из профессий. А изначальная нерешительность наша объяснялась несовместимостью нашего и их образа жизни. О чем говорить, как убеждать... Где найти те аргументы, которые могли бы подействовать на столь специфический контингент. Но, как говорят, взялся за гуж...
Начали, правда, с общения с соответствующими структурами административных органов: им о проституции известно больше, чем кому-либо. Хотя проститутками этих женщин у нас не принято называть. Говорим мягче: “женщины коммерческого секса”. Постарались узнать их манеру поведения, род дневных занятий. Оказалось, что многие “по гудку” приходят на заводы, в учреждения, институты и другие учебные заведения. И никто даже подумать не может, не то, что догадаться, об их второй жизни...
Как и ожидалось, “благодетельниц” встретили крепким матерком и абсолютным нежеланием вести любой диалог. И контакт довелось устанавливать практически по минутам. Только тогда, когда к “жрицам любви” пришло понимание того, что женщины ничего от них не хотят, ничем их ремеслу не угрожают, а даже, наоборот, стремятся помочь не заболеть венерическими заболеваниями или, чего хуже, СПИДом, предлагают бесплатные средства личной гигиены, медикаменты и контрацептивы, они не стали избегать бесед и встреч.
Вообще-то Могилев более благополучен в смысле поражения синдромом “коммерческого секса”, чем иные областные центры. Тут напрочь отсутствует “институт” так называемых “плечевых”, а попросту временных секс-подружек водителей-дальнобойщиков. Правда, об истинных размерах “коммерческого секса” даже в Могилеве говорить сложно, поскольку “стометровка” с ее 30—40-штучным контингентом — далеко не полный показатель. С приходом частника в сферу услуг, открытием разного рода массажных салонов, фитнес- и ночных клубов, приватных гостиниц можно с абсолютной вероятностью предположить, что в этих “новообразованиях” оказываются и интимные услуги.
А “стометровка” в определенной степени открыта. Подъезжают вечерней порой “крутые” машины, через чуть приоткрытое боковое стекло ведется торг... И все же “женщины секс-бизнеса” с большой настороженностью пошли на контакт со своими “благодетельницами”, хотя охотно брали бесплатные средства гигиены, контрацептивы. Потом с одобрением отнеслись к предложению пройти бесплатный медицинский осмотр. Который, кстати, выявил неприглядную картину заболеваемости венерическими инфекциями, что для “жриц любви” оказалось абсолютной неожиданностью и убедило их: такие обследования нужно проходить периодически.
Как признаются члены общественного объединения, — а среди них все люди успешные: заведующая библиотекой, врачи, преподаватели учебных заведений, — общаться со “жрицами любви” малоприятно. В разговорах через слово — жаргон. Как правило, они уже все в подпитии. А по этому поводу говорят, что “насухую” их ремеслом заниматься просто невозможно. Но общение дважды в неделю без сочувствия или брезгливости все же дало свои результаты. Осторожно, но “ночные бабочки” приняли условия диалога, не только слушали, а и расспрашивали о дальнейших контактах, о целях их взаимного общения. Удалось даже несколько раз провести анонимное анкетирование, что прояснило многое.
— Конечно же, эти люди из самого глубокого социального дна, — продолжает разговор член общественного объединения, преподаватель колледжа Светлана Кунцевич. — Хотя они так не считают. Да и другие, глядя на их внешний вид, так не думают. Но, судя по ответам на вопросы анкеты, “женщины коммерческого секса” категорически не желали бы такой участи своим дочерям. А послушаешь, как с ними разговаривают клиенты, так мысли о человеческом достоинстве улетучиваются напрочь.
Большинство “ночных бабочек” утверждает, что их занятие временное. И не потому, что внешняя привлекательность и юное тело имеют свойство с возрастом исчезать. Кто-то своим доходом обеспечивает содержание ребенка, потому что ничего другого делать не умеет и не хочет. Кто-то мечтает таким образом накопить на квартиру. Встречаются и те, у кого “ночная смена” — дополнительная к основной работе. Однако жалеть “женщин коммерческого секса” не следует. Они сами сделали свой выбор. И во временность его верится с трудом. Ведь распущенность нравов — это не занятие, а образ жизни, поменять который — дело непростое.
На протяжении разговора с общественницами из “Женского центра” не покидала мысль о степени важности их усилий по спасению падших душ. Сомнениями и поделился с В.Гвоздевой. А в ответ от нее услышал:
— Если иметь в виду несколько десятков проституток, то, наверное, о большой значимости этой нашей работы говорить не следует. Но ведь в секс-бизнесе идет процесс омоложения. И даже если у малолеток еще не сформировался коммерческий интерес, то образ жизни стал полностью беспорядочным. Разве мимо этого явления можно проходить? И еще. Один ВИЧ-инфицированный человек из этой группы риска, если заболевание вовремя не выявить, может породить эпидемию. Хотя только на первом этапе своей деятельности, когда налаживается диалог с ведущими беспорядочную половую жизнь, мы предусматриваем организацию бесплатного медицинского обследования и раздачу средств личной гигиены и контрацептивов. Дальше пойдет этап социализации, когда они должны понять, что есть совсем иная жизнь, значительно более интересная.
...В беге на любую дистанцию есть лишь один победитель. “Женщины коммерческого секса” на своей “стометровке” жизни всегда в проигрыше. Прежде всего человеческого достоинства. И, как оказалось, здоровья тоже.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter