Победы в истории нашей

На этой неделе 22 июня мы отметили День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны. О потерях в войне мы говорим и 9 мая, но акцент все же делаем на Победе. А вот 22 июня — это в первую очередь день памяти погибших, с возложением цветов на могилы и проведением церемоний у памятников и мемориалов.


Каждый год в этот день я читаю поминальную молитву. 2020-й не стал исключением. Правда, многие церемонии, форумы и уроки в этом году в связи с угрозой коронавируса прошли online, но это не сильно повлияло на важность даты, запланированные события и молитвы. Более того, при подготовке мы говорили не столько о сложностях, сколько о героическом подвиге и даже чудесах спасения во время войны. В моей семье это чудо победы дедушки, инвалида ВОВ, над последствиями тяжелого ранения, чудо возвращения живым с фронта брата бабушки, чудо возрождения Минска, восстановленного руками тех, кто вернулся с войны. Среди них был и мой дед Гирш Абрамович.

В еврейском календаре на этой неделе наступает новый месяц — тамуз. В этом месяце есть только одно знаковое событие — пост 17 тамуза, когда мы говорим о потерях и разрушениях в истории. Мы также вспоминаем в период тамуза об одном событии из ТаНаХа (Библии), которое связано и с битвой, и с чудом.

3 тамуза (в этом году это 25 июня) более 3200 лет назад возле города Гивон сыны Израиля под предводительством Иегошуа бин Нуна (Иисуса Навина) сразились с объединенным войском пяти царей Кнаана. Чтобы выиграть время и победить в битве, Иегошуа поднял руку к небесам и произнес: «Солнце — стой у Гивона, и луна — у долины Аялон!» (Иегошуа глава 10). Он остановил солнце и луну, и они не переставали светить в течение тридцати шести часов, чтобы можно было продолжать битву с врагами и поразить их. Мы читаем не только о чуде победы, но и том, что «не было такого дня ни прежде, ни после него, …ибо Всевышний сражался за Израиль».

Конечно, обратив внимание на дату в июне, можно сказать, что это период самого долгого светового дня в году. Да и с точки зрения науки данная победа связывается с затмением солнца, и есть версии о дате этой битвы, которую относят к октябрю. Увы, степень чуда в военных победах не только анализируется, но и нередко ставится под сомнение в поисках логического объяснения. Ведь книга Седер Олам Рабба, которая намекает на дату сражения 3 тамуза, была написана не ранее II века новой эры.

Вот только важно понять, что, оставив нам поле для исследований, наши предки предполагали, что и мы не ответим на все вопросы, но при этом найдем в себе духовные силы для передачи того, что передали они нам. Победы, чудеса, как и радость мирной жизни, — это все те ценности, которые не перестают быть актуальными ни более трех тысяч лет назад, ни сегодня. Интересен тот факт, что в XVI веке критик ряда еврейских книг с хронологией, в том числе и Седер Олам Рабба, ученый Азария Росси был подвергнут чуть ли не изгнанию из общины, его произведения запрещали читать лицам, не достигшим 25 лет. Но именно такие, как он, пусть критически, но с трепетом и любовью относящиеся к истокам и традиции, вдохновили крупнейшего историка Леопольда Цунца в XIX веке, который произнес фразу: «Только доскональное знание своего прошлого способно уберечь народ от вырождения».

И пусть Всевышний дарует нам новые исследования, знания, память о прошлом и надежду на будущее. И пусть истории побед наших предков и память потомков станут не причиной споров, а результатом наших достижений.

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter