Победы над собой

Олег ШЕПЕЛЬ: от медалей на спортивных первенствах планеты до руководства Национальным паралимпийским комитетом

Олег ШЕПЕЛЬ: от медалей на спортивных первенствах планеты до руководства Национальным паралимпийским комитетом

Родившись в маленькой деревне Быховского района, Олег Шепель, несмотря на все жизненные препятствия, стал первым паралимпийским чемпионом в истории СССР, позже завоевал еще четыре золотые медали. После ярких спортивных выступлений он возглавил Паралимпийский комитет Беларуси. Почему Олег Шепель не поступал в институт физкультуры? Кто был его главным тренером? И как развито паралимпийское движение в нашей стране? Об этом пятикратный чемпион Паралимпиады по легкой атлетике рассказал “НГ”.

Сценарий жизни

— Олег Александрович, как вам удалось сделать столь яркую спортивную карьеру?

— Я учился в Шкловском доме-интернате для детей с ослабленным зрением. Мой учитель физкультуры как раз относился к тем, кого называют энтузиастами. Ефим Маркович Гордеев, боевой летчик в отставке, не был профессиональным спортсменом, но он заряжал нас энергией. Кстати, я был одним из тех, кто стал заниматься со здоровыми спортсменами. Если говорить о реабилитации и интеграции человека в жизнь, то спорт для этого подходит наилучшим образом.

— Что для вас значило попасть на Паралимпиаду в Сеул в 1988 году?

— Представьте себе: 18-летний советский парень впервые приехал в Японию, а потом в Корею. Это было для меня равнозначно полету в космос, непередаваемые ощущения. А еще помню, как было не по себе, когда выступал при 70-тысячной толпе болельщиков. Но я очень горд тем, что стал первым советским спортсменом, завоевавшим золотую паралимпийскую медаль.

— А как получилось, что вы поступили в институт культуры?

— Молодой... Амбиций было немерено, тем более очень хорошо учился в школе. Кстати, впоследствии я никогда не жалел, что выбрал именно этот вуз. Он мне многое дал. Ведь что такое режиссер по образованию? Он пишет сценарий, подбирает исполнителей и заряжает их идеей. Это умение сотрудничать с людьми, находить с ними контакт, что важно в спорте, в бизнесе, да и буквально везде. А учитывая то, что в институте культуры терпеть не могли спорт, поблажек не было. Приходилось сдавать сессии либо досрочно, либо после сборов. Первые годы меня недолюбливали, но потом не было никаких проблем, удавалось успевать все. Это очень помогло мне состояться в жизни.

“Нельзя сказать, что выступили неудачно”

— Недавно вы вернулись с Паралимпиады. Как оцениваете результаты нашей сборной?

— Они  были прогнозируемыми. Мы смотрели на ситуацию реально:  планировали две-три медали. Как говорится, случайно Олимпиаду выиграть нельзя, случайно можно только проиграть. Конечно, хотелось большего. Рассчитывали в том числе и на Людмилу Волчек, но ей чуть-чуть не хватило. С нашей стороны были созданы все условия для подготовки, включая решение вопросов с экипировкой, фармакологией, инвентарем. Сказать, что сборная выступила неудачно, нельзя. Чисто технически хорошие результаты показали все спортсмены, другое дело, что их не хватило для медалей.

Без барьеров

— Ранее вы говорили, что состав белорусской паралимпийской сборной необходимо обновить на 30 процентов. Насколько это возможно?

— У нас не такие большие резервы, как в России, но если правильно разработать план, то это возможно. На днях уже обсуждался вопрос о том, что трем министерствам — труда и соцзащиты, спорта и туризма, а также образования — необходимо вместе посмотреть все интернаты, где учатся дети-инвалиды. Как правило, Министерство образования занимается школьниками, Минсоцзащиты начинает присматриваться к ним только с совершеннолетнего возраста, а Минспорта и туризма — после того, как появляются спортивные результаты. Нужно найти консенсус, собрать талантливых ребят вместе и централизованно их готовить. Для этого, кстати, не потребуются большие средства. Подобная система действует в России и Украине. Причем изначально именно в нашей стране разрабатывались положения, которые, как планировалось, будут едиными в рамках Союзного государства. Думаю, что скоро эта система появится и у нас.

— Достаточно ли у нас спортивных площадок с безбарьерной средой?

— Приведу пример. В Украине есть центры паралимпийской подготовки по летним и зимним видам спорта. Там созданы почти идеальные условия для спортсменов. Но сегодня для нашей страны это была бы необоснованная трата денег. Необходимо развивать спорт во всех регионах, и объекты, которые строятся или реконструируются, правильнее использовать и для паралимпийцев, создавая для них там безбарьерную среду. Более того, большинство новых объектов как раз отвечает всем требованиям.

Командный стиль

— Помимо всего прочего вы являетесь председателем белорусского товарищества слепых, которое объединяет 18 предприятий, где работают тысячи людей с нарушением зрения. Правда ли, что не многим странам удалось сохранить такие же организации?

— Беларусь — единственная страна на постсоветском пространстве, где удалось сохранить все предприятия для инвалидов по зрению. Например, в Санкт-Петербурге раньше работало 1500 человек, а сейчас всего 150. И у нас можно поставить новую производственную линию, заменить труд людей, но мы выбираем другой путь. В первую очередь это социальные предприятия, где созданы медпункты, кружки по интересам. Там можно поиграть в шахматы, попеть в хоре. А что дома? Четыре стены. Поверьте: талантливых людей с нарушением зрения в нашей стране очень много!

— Как вам удается все успевать? Товарищество, Паралимпийский комитет, семья...

— Что касается семьи, то дети у меня большие, и они хорошо понимают отца. У меня есть команда. Это люди, на которых я всегда могу положиться. Никогда один человек не сможет добиться значительных результатов без единомышленников.

— Наша страна была представлена на Паралимпиаде всего в двух видах спорта: лыжные гонки и биатлон. Планируется ли развивать другие дисциплины?

— Если говорить о следж-хоккее, то это очень проблематично, хоть и реально. Сегодня экипировка для одного спортсмена, которой хватает на год, стоит примерно полторы тысячи долларов. Но мы не сбрасываем этот вид спорта со счетов. По горным лыжам у нас нет базы для подготовки. Наиболее же реально развивать керлинг, имея “Минск-Арену” и “Чижовка-Арену”. Но больше в Беларуси все-таки развиваются те виды спорта, где есть ресурсы и традиции. А в целом наша страна ориентируется на летние виды спорта, так как они более доступны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter