На берегах Волги 80 лет назад завершилось величайшее сражение Второй мировой войны — Сталинградская битва

Победный Сталинград

В эти дни исполняется 80 лет, как на берегах Волги завершилось величайшее сражение Второй мировой войны. Советские войска разгромили крупнейшую группировку гитлеровцев. 31 января 1943 года в 13:00 пленен командующий 6-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс вместе со штабом. Состоялась передача немцами карт минных полей, которые впоследствии использовались при разминировании Сталинграда.

В приказе представителю Ставки Верховного Главнокомандования маршалу артиллерии Николаю Воронову, командующему войсками Донского фронта генерал-полковнику Константину Рокоссовскому говорилось: «Поздравляю вас и войска Донского фронта с успешным завершением ликвидации окруженных под Сталинградом вражеских войск. Объявляю благодарность всем бойцам, командирам и политработникам Донского фронта за отличные боевые действия. Верховный Главнокомандующий И. Сталин. Москва, Кремль, 2 февраля 1943 г.».

Советские солдаты штурмуют дом в Сталинграде. Февраль 1943 года.

Коренной перелом

Битва, изменившая мир, — именно так через десятилетия воспринимается прогрессивным человечеством то грандиозное сражение. Начался коренной перелом в жестоком противостоянии с фашизмом.

После Сталинграда немецкие войска уже не смогли оправиться, хотя и предпринимали отчаянные попытки. Дальше мы расскажем, какие уроки из Сталинградской битвы извлекли после войны самые известные гитлеровские генералы. Сейчас весьма кстати оценка сражения тогдашним премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем, который 19 ноября 1943 года отметил: «Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем величайшего человеческого страдания. Этот символ сохранится в веках. Надо, чтобы будущие поколения могли воочию увидеть и почувствовать все величие одержанной у Волги Победы и все ужасы бушевавшей там истребительной войны». К сожалению, нынешние руководители Великобритании забыли, а может, вовсе не слышали такие важные слова.

Как же начиналась эпохальная битва для советских войск? Очень тяжело, порой драматично. Первый ее этап — оборонительные операции трех фронтов: Сталинградского, Донского и Юго-Восточного. Во что бы то ни стало надо было обескровить и остановить наступающую группировку вражеских войск на Сталинградском направлении, не допустить ее выхода к Волге.

17 июля 1942-го. Наша 62-я армия отразила наступление войск 6-й вражеской армии в большой излучине Дона на рубеже рек Чир и Цимла. Начались тяжелейшие оборонительные бои, которые нередко заканчивались поражением отдельных дивизий и бригад, уничтожением и пленением большого числа бойцов и командиров, захватом противником наших танков, орудий и самолетов.

Людские потери советских войск в оборонительный период составили: безвозвратные — свыше 320 тысяч человек, санитарные — почти 320 тысяч, среднесуточные — около 5 тысяч. А ведь еще гибло много гражданского населения.

Но советское командование тогда решило главную задачу — не допустить, чтобы противник с ходу овладел Сталинградом. Гитлеровцы оказались втянутыми в затяжные бои на подступах и в самом городе.

Разоблачая циничную ложь

Особое значение Сталинградской битвы в следующем. Именно на берегах русской реки Волги решился вопрос Второй мировой войны: кто кого? Либо Германия одержит победу, прорвется на юго-восток и сделает новый шаг к мировому господству, либо Советский Союз в напряженном кровопролитном сражении одолеет врага, тем самым приблизит поражение фашизма.

Здесь необходимо подчеркнуть чрезвычайно важное обстоятельство. Всегда, когда мы говорим о победном Сталинграде, следует разоблачать одну циничную ложь некоторых бессовестных зарубежных историков. В западной печати вот уже несколько десятилетий утверждается, что не Сталинградская битва, а победа союзных войск под Эль-Аламейном стала наиболее значительным поворотным пунктом в ходе Второй мировой.

Давайте сравним. Сталинградская битва происходила на главном европейском театре военных действий, где решалась судьба Великой отечественной. Операция же в конце октября 1942 года под Эль-Аламейном — в Северной Африке, на второстепенном театре, и ее влияние на ход событий могло быть косвенным. Битва на Волге огромна по охвату территории — почти 100 тысяч квадратных километров! Эль-Аламейн — сравнительно узкое африканское побережье.

На отдельных этапах битвы под Сталинградом с обеих сторон участвовало более 2,1 миллиона человек, задействовано свыше 26 тысяч орудий и минометов, 2,1 тысячи танков и более 2,5 тысячи боевых самолетов. Для сражения под Сталинградом германское командование привлекло 1 миллион 11 тысяч человек, 10 290 орудий, 675 танков и свыше 1200 самолетов. Африканский же корпус Эрвина Роммеля под Эль-Аламейном имел всего 80 тысяч человек, 540 танков, 1200 орудий и 350 самолетов.

Почти 200 дней и ночей длилась грандиозная ожесточенная битва под Сталинградом, а сражение под Эль-Аламейном 11 суток. Фашистский блок лишился в этой части Африки 55 тысяч человек, 320 танков и около 1 тысячи орудий. Под Сталинградом же потери гитлеровцев в 10—15 раз больше. В плен взято около 144 тысяч человек, уничтожена 330-тысячная группировка врага. Очень большие потери и советских войск. Многие немецкие генералы признавали значение Сталинградской битвы, ее опыт до сих пор внимательно изучается в военных академиях всего мира.

«Наше главное желание — выбраться из этой мышеловки» 

Итак, в каком настроении пребывали окруженные под Сталинградом гитлеровцы?

При наступлении немецкая армия постепенно утрачивала уверенность в успехе блицкрига. Солдаты в подавленном настроении, война представляется бесконечной и бесперспективной. Письма домой, дневники, захваченные нашими частями, полны жалоб, уныния, тоски, страха. Например, ефрейтор Клеменс Шульц писал 8 декабря 1942 года родителям: «Я очень голоден, день и ночь нам нет покоя. Мои нервы совсем расшатались, начинаю разговаривать по ночам, и на меня надо громко крикнуть, чтобы остановить. Да, думаю, что под Сталинградом у нас самые большие до сих пор кладбища».

А вот из письма от 9 декабря другого обер-ефрейтора, который, судя по тексту, находился не на передовой, а в артмастерской: «Никто и ничто не может добраться до нас по земле, только воздушная почта приходит. Дорогие родители, если бы вы узнали, как скверно наши дела пошли в последнее время, вы не поверили бы. Мы постоянно находимся под тяжелым артиллерийским огнем. Так много орудий выходят из строя, а каждое теперь очень ценно для нас». Обер-ефрейтор Рейхе 12 декабря в письме жене коротко, но ясно замечает: «Я был бы счастлив, если у меня была бы пара картофелин».

3 января 1943-го сбит немецкий самолет «Хейнкель-111», возвращавшийся из окруженной сталинградской группировки. На борту, кроме раненых, почта — солдатские письма на родину, в основном датированные 31 декабря 1942 года. То обстоятельство, что написаны в канун Нового года, несколько снижает их ценность в смысле отражения действительного положения и настроения солдат. И все же во многих — полное отчаяние и безысходность. Выдержки из некоторых.

«Тело мое теряет способность сопротивляться. Что нас еще мучает — это вши, освобождаться от них нет возможности. В дзотах темно, а на дворе 20—30 градусов», — пишет Фриц Як. 

«Вот уже 6 недель мы в кольце. Изо дня в день надеемся на помощь, но пока все напрасно», — жалуется Арно Кирсте.

«Моим вшам живется отлично, питаются вдоволь. Это видно по их количеству, их столько, что опасаешься, что они перегрызут тебе шею», — говорит Фриц Шуманн.

«Пока мы не будем освобождены, здесь с едой будет все хуже, ибо в кухне нет ни грамма муки, ни чего-либо другого. Питаемся кониной. Кони гибнут, так как и для них нет корма», — отмечает Иоганн Штельнер.

«Канун Нового года мы встречаем под девизом: «Хуже, чем сейчас, слава богу, стать не может. Кусок хлеба в 500 грамм был бы для нас воплощением счастья», — добавляет Алоиз Денгер.

«Рождество было грустным. Мы получаем один хлеб на 6—8 человек и суп — одна вода», — свидетельствует Франц Левке.

Вот еще несколько выдержек из писем. «Наше главное желание — выбраться из этой мышеловки. Правда, помощь извне усиливается. Но пока что многие выбывают из строя». «Мы все еще в мешке. Нас бомбят день и ночь». «Мы ведем теперь войну, какую никогда до сих пор не знали. На передовой или несколько километров вглубь — повсюду бой».

«В первый день праздника на обед была гусятина с рисом, на второй — гусятина с горохом. У нас уже с давних пор одна гусятина. Только наши гуси имеют четыре ноги, на ногах подковы. В Германии это называют «дичь с мостовой». С какой быстротой люди здесь разделывают тушу — это ты себе представить не сможешь. Через 10 минут остаются одни только голые кости. Над этим работают 25 человек, чтобы ничего не пропало», — делился наблюдениями унтер-офицер Вернер Ланге.

«Дорогая жена, — писал боец Карл Рот, — если так будет продолжаться, то у нас не хватит сил просуществовать. Поэтому еще раз прошу тебя, если у тебя что-нибудь имеется из еды — вышли. Наверное, тебе все это придется выпрашивать, но я знаю, что ради меня ты это сделаешь».

Пленный фельдмаршал Фридрих Паулюс в штабе 64-й армии в Бекетовке.
Даже по этим отчаянным письмам ясно, что катастрофа зажатых в котле под Сталинградом немцев неумолимо приближалась. Уже позже, в советском плену, работая над обзором о наступлении немецкой армии летом 1942 года и о битве за Сталинград, Паулюс горестно изречет: «Нам осталось сказать «капут». Дальновидным оказался фельдмаршал, наголову разгромленный со своей хваленой армией советскими воинами.

ОТ АВТОРА

Уважаемые читатели «СГ», хочу пояснить, почему я, белорусский журналист, предложил редакции газеты свои публикации, приуроченные к 80-летию битвы на Волге. Более полувека собираю материалы о подвиге Сталинграда, имею богатый личный архив. В нем два поистине уникальных издания. «Сталинградская эпопея», где впервые опубликованы документы, рассекреченные ФСБ России: воспоминания фельдмаршала Паулюса, дневники и письма солдат РККА и вермахта, агентурные донесения и другое. Эти материалы позволяют убедительно опровергнуть утверждение немецких генералов, пытавшихся в своих мемуарах переосмыслить значение эпохальной битвы на Волге.

А также энциклопедия «Сталинградская битва». Мне вручили ее в Волгограде на торжестве по случаю 65-летия Великой Победы. Разумеется, при подготовке публикаций некоторые важные сведения почерпнул из вышеназванных книг и из других источников в моем журналистском архиве. Но особенно помогли непосредственные участники Сталинградской битвы, со многими встречался и подробно беседовал в Минске, Москве, самом Волгограде. Добросовестно записал воспоминания ветеранов на магнитофон.

Сталинградская эпопея вобрала в себя столько событий, столько больших и малых боев, невероятных эпизодов, столько человеческих судеб, что исследуется и осмысливается до сих пор как нашими, так и зарубежными учеными-историками, политиками. В этой публикации затрону три темы: каково было настроение среди гитлеровцев, окруженных Красной армией под Сталинградом; что поднимало боевой дух, воодушевляло советских солдат в сражении на Волге; участники Сталинградской битвы в Беларуси. Уверен, читателю многое из того, о чем пойдет речь, неизвестно, ведь информация о некоторых фактах сражения была засекречена.

Михаил ШИМАНСКИЙ 

(Продолжение следует.)

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter