Победитель получает все

Сегодняшний выбор американцев - в центре внимания всего мира.
Сегодняшний выбор американцев - в центре внимания всего мира. Страна, раздающая направо и налево рецепты демократии, сама должна продемонстрировать безупречный политический вкус. Этим объясняется интерес к этому событию мировых СМИ. Но телевидение и пресса собирают сливки с президентской кампании. Попробуем испить эту чашу до дна. Нами записаны самые экзотические ингредиенты этого коктейля.



1. Самое главное заблуждение насчет американских выборов - это то, что в первый вторник ноября граждане Соединенных Штатов определяются со своим президентом. На самом деле они голосуют за "выборщиков" своего штата, которые дают обещание голосовать на коллегии за определенного кандидата. И только в декабре 538 выборщиков соберутся в столицах своих штатов, чтобы избрать победителя. Конечно, это формальность, и все же американского президента выбирают не миллионы граждан, а считанные люди. Для победы необходимо абсолютное большинство, то есть 270 голосов.

Количество голосов выборщиков от штата в целом зависит от его населенности. Но все же эта система дает небольшое преимущество маленьким штатам. К примеру, Калифорния обладает в коллегии 55 голосами (10 процентов), в то время как калифорнийцы составляют 12 процентов населения США. Вайоминг, в свою очередь, имеет три голоса (0,56 процента), хотя его население - лишь 0,18 процента от общего числа граждан. Таким образом в 1787 году, когда отцы-основатели "родили" американскую Конституцию, штаты-лилипуты "застраховали" себя от того, чтобы не быть "раздавленными" штатами-гигантами.

Тут есть еще одна закавыка. Голоса выборщиков от штата распределяются по формуле, которую в свое время воспела группа "Абба", - "the winner takes it all", то есть "победитель получает все". В итоге коллегия может "короновать" вовсе не лидера всенародного голосования. Это и произошло в 2000 году - Джордж Буш одержал победу над Альбертом Гором, хотя реально за ним было меньше американцев, чем за соперником.



2. Второе заблуждение - что в выборах участвуют только кандидаты двух партий. Действительно, уже более 150 лет президентом становится либо республиканец, либо демократ. Вся система стоит на пути третьей силы к Белому дому. И упомянутая коллегия выборщиков - одно из главных препятствий. Вот пример из недавней истории. В 1992 году "независимый" кандидат Росс Перо получил почти пятую часть голосов американцев, но в коллегии выборщиков у него не оказалось ни одного сторонника.

Тем не менее третьи партии и независимые кандидаты сизифовым методом карабкаются на политический Олимп. Они выполняют очень важную роль. Миллиардер Перо оттянул голоса от республиканцев, в итоге "прокатив" Буша-старшего мимо второго срока. Считается, что в 2000 году его сын выиграл у Гора только потому, что во Флориде в бюллетень внесли третьего кандидата - "зеленого" Ральфа Нэйдера, отобравшего голоса у демократа. В нынешних выборах этот антиглобалист, кстати, также принимает участие. Кроме него, есть еще пять человек - условно назовем их претендентами на престол.



3. Прошлые выборы обнажили еще одну прореху. Многие решения, в частности об инвентаре и бюллетенях для голосования, принимаются на местном уровне. В Соединенных Штатах тут наблюдается ярмарочное разнообразие - от таких же, как у нас, листков с местом для галочки до рычажных автоматов и перфораторов, из-за которых разгорелся сыр-бор во Флориде с пересчетом голосов. Специалисты считают, что такие проблемы могли возникнуть почти в любом месте. Конгресс выделил миллиарды долларов на то, чтобы Америка пришла к единым стандартам голосования.



4. К слову, именно из-за того, что свод правил отдан на откуп на места, возникла скандальная ситуация, когда белорусских дипломатов не аккредитовали в качестве наблюдателей за выборами, так как законы штатов этого не разрешают, хотя США и подписали обязывающие их международные документы.



5. И, наконец, еще два урока выборов-2000. Во-первых, демократы тогда посчитали, что их судьбу решили те, кто не пришел на участок. В этой кампании агитация с двойной энергией работала на то, чтобы повысить явку избирателей. Решено, что пора покончить с американской традицией, когда президента выбирает лишь половина населения. Во-вторых, в памяти казус, когда на прошлых выборах СМИ объявили победителем Гора. Чтобы не повторять ошибку, они обещали осторожно относиться к результатам всякого рода экзит-пулов, оперировать и апеллировать к официальным результатам.



Беглый взгляд показывает, что американская избирательная система полна рудиментов, которые в остальном цивилизованном мире уже давно отмерли. Но никто им претензий не выдвигает, так как все понимают, что эта система цементирует устои американского общества.



Джокер с приставкой "вице"

"Серый кардинал", "наследный принц" и "свадебный генерал" - так в разное время называли американских вице-президентов. "Заместитель" Буша Дик Чейни идеально подходит под определение "серый кардинал". Ну а второй номер при Керри демократ Джон Эдвардс с удовольствием примеряет на себя роль "наследного принца". Для него нынешняя вице-президентская кампания не что иное, как репетиция главной партии в его жизни - президентской, которую ему прочат уже сейчас.

Вице-президент - это президентский джокер в предвыборной кампании, который вытягивают в самый последний момент, чтобы подтянуть рейтинги там, где они упали.

Какие же козыри на руках у претендентов? Эдвардсу 51 год, но выглядит он намного моложе. В 2000 году журнал "Пипл" назвал его "самым сексапильным политиком". Чейни - 62-летний республиканец с характерным для него выражением лица мог бы стать идеальным владельцем похоронного бюро. "Шестерка" в его послужной колоде - это работа в нефтяной компании "Халлибертон", заграбаставшей себе львиную долю иракских контрактов. В то же время его соперник, мальчик из бедной семьи, как говорят в Америке "селф-мэйд", т.е. человек, который сделал себя сам, за 20 лет адвокатской практики выцарапал из этой богатой Америки более 150 миллионов долларов в пользу своих клиентов. Если на этих выборах ему улыбнется удача, то "клиенты" поменяются местами.



Каждому бублику - по дырке

Досрочные выборы в США, стартовавшие аж за две недели до основного голосования, тут же изменили веяния на избирательном подиуме, превратив недавний недостаток в признак особой изысканности избирательного кодекса.

Начав досрочные президентские выборы 18 октября, американские избирательные комиссии надеялись избежать казусов и нарушений, вылившихся в скандал в финале предыдущей президентской гонки. Тогда во Флориде 9 тысяч бюллетеней были названы недействительными, поскольку электронные обработчики данных не смогли их идентифицировать. В нынешнюю кампанию жители 32 штатов вот уже вторую неделю неспешно голосуют. Правда, проблемы возникли уже в первый день досрочного голосования - начиная от многочасовых очередей и заканчивая бракованными бланками. Теперь остается лишь ждать, кто из кандидатов в президенты первым возмутится дыркой от бублика.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter