Даже в сложившейся ситуации в мире у Беларуси позиции в экономике довольно стабильные

Победа экономического реализма

В глобальном экономическом противостоянии победят государства, которые смогут обеспечить производство базовых товаров и услуг, а также сохранят внутреннюю политику социальной справедливости

Ситуация на внешнем контуре складывается не очень радужно, есть множество неопределенностей. Другой вопрос, настолько ли все плохо, как иной раз может нарисовать воображение. Планы Б на непредвиденные случаи в Правительстве просчитывали заранее. Кстати, ковид стал первым форс-мажором, который Беларусь не без сложностей, но весьма успешно прошла. И прошлые два года, экстремальные с точки зрения геоэкономики, подтвердили устойчивость нашей социально-экономической модели. Во-первых, у нее есть базис из реального сектора. Во-вторых, система предполагает социальную справедливость, которая позволяет проходить кризисы с наименьшими потерями. Собственно говоря, такого фундамента, как оказалось, лишены многие западные экономики, которые традиционно принято считать развитыми. Поэтому даже в сложившейся ситуации у Беларуси позиции в экономике довольно стабильные. Главное, хладнокровно и прагматично подходить к проблемам, динамично и методично их решая.



Все кризисы XXI века в развитых странах заканчивались одним и тем же результатом: стремительной динамикой количества миллионеров и обеднением среднего класса. История повторяется: подорожание и газа, и продуктов питания в той же Европе происходит не только из-за политических факторов, но из-за безудержной спекуляции, которую государство не может обуздать.

А спекуляция всегда обогащает меньшинство и разоряет большинство. И общественная устойчивость может сильно пострадать. Первые ростки недовольства начинают проявляться. И дальше можем увидеть сюжеты посерьезнее, чем «желтые жилеты» или марши фермеров на тракторах.
В Беларуси все-таки все проблемы более-менее равномерно распределяются по всем социальным группам. Как через государственную регуляторику, так и через участие государства в экономике. Хорошо это или плохо — можно поспорить. Но государственно-общественный сектор все базовые потребности населения обеспечить способен. Это — факт. И очень важный инструмент регулирования социального равенства и справедливости. А они являются важным фактором устойчивости государства во время кризисных испытаний.


Знаменитая Philips в родных Нидерландах давно ничего не выпускает. Уже в начале 2000-х «родной» сборкой могли похвастаться только несколько моделей хитроумных электробритв премиум-сегмента. Все остальное давно производится в Юго-Восточной Азии. Раскрою секрет: итальянцы и французы не шьют одежду. Да уже и не могут этого делать: разучились, строчки по качеству получаются, как некогда в подсобках на знаменитом Черкизовском рынке. Даже самые топовые коллекции отшиваются за пределами Европы. В том числе и нашими, белорусскими предприятиями. Поэтому без модной одежды не останемся. Разве что за громкие названия переплачивать не будем. 

Конечно, недооценивать санкционное давление не стоит. Оно создает ряд сложностей. Другой вопрос, что экономический базис Беларуси оно практически не затрагивает. А когда одет, обут, живешь в тепле — будут творческие силы для создания разных надстроек: социальных сетей, хитроумных услуг…
У европейцев-то другие проблемы. Немецкое руководство мечется в поисках энергоносителей: стоит вопрос выбора — тепло в домах или работающая промышленность. В Англии всерьез озаботились молочной проблемой: есть дефицит, и цены бьют по карману высокомерных британцев. А финансовые услуги, которыми славится Лондон, во время глобального раздрая на хлеб не намажешь. Ведь пустой холодильник, даже если он умный, способствует только социальным потрясениям.


Помнится, лет двадцать назад с этим успешно справлялись небольшие белорусские компании. Но Потом пришли гиганты и выдавили их с полок. Словом, технологически ничего сложного нет, сколько бы с придыханием ни рассказывали о своих уникальных бизнес-процессах транснациональные корпорации. Пиар и ничего больше. Цену себе набивают. 
Часто мы, рядовые потребители, попадаемся на эти фейки, которые в развитом мире называются маркетингом и коммуникацией. И некоторые сограждане, поддавшись эмоциям, бегут стремглав за импортной техникой. Мол, вдруг из-за санкций не будет европейской сборки. Наивные, а когда она в последний раз была? 

Никакой катастрофы 

Словом, потенциально все выглядит не столь уж и катастрофически. Ну а если какие-то бренды исчезнут с нашего рынка, найдем другие. Впрочем, некоторые действия западных компаний вызывают только улыбку. Немцы и швейцарцы грозятся оставить нас без кофе! А с каких пор у них стали расти кофейные деревья? Ключевые производители кофейных зерен — Эфиопия, Вьетнам, некоторые другие страны, но никак не Европа. Поджарить зерна, перемолоть и упаковать не является нерешаемой задачей.


Выбрали свой путь 

Нашу экономическую модель нередко критиковали и даже посмеивались над ней. Впрочем, строили мы эту модель по своим лекалам. Исходя из железобетонной формальной логики, как говорит Президент, пошли от земли. В прямом и переносном смысле. 

Экономическая и социальная система не может висеть в воздухе на каких-то услугах или призрачных технологиях. Она должна стоять на фундаменте, который бы надежно обеспечивал первостепенные насущные нужды человека: продовольствие, жилье, тепло, транспорт.
Этот базис мы можем обеспечить собственными силами и мощностями при любой глобальной экономической погоде. Продуктов питания производим в несколько раз больше, чем внутренние потребности. И не только производим, но и обеспечиваем полный производственный цикл: выпускаем все виды удобрений, почти полную линейку сельскохозяйственной техники, НПЗ обеспечивают надежное снабжение ГСМ. 


Да, топливо производим из импортной нефти. Но развитие отношений с Россией делает поставки энергоресурсов надежными и приемлемыми по ценам. Особенно после договоренностей между руководством наших стран о ценообразовании в российских рублях и расчетов в национальных валютах. Конечно, есть некоторые позиции, которые аграрии и смежники закупают по импорту. Но они не являются критическими. Поэтому как бы ни складывалась ситуация в мировой логистике, цепочках поставок — голодными точно не останемся. 

Будем строить и лечить

Отечественный строительный комплекс тоже вполне самодостаточный. Не спорю, есть линейка импортных позиций. Но ряд изделий мы не производили по причине слишком значительного присутствия импортных производителей.



Сегодня исчезновение иных западных поставщиков является не бедой, а драйвером для развития своих производств, которые, кстати, нередко уже имеются, но их вытеснили на задворки рынка иностранцы.
Еще одна актуальная тема — лекарства. За последние годы белорусская фармацевтика сильно продвинулась вперед, наши предприятия успешно выпускают многие дженерики. Да, патентованные лекарства приходится импортировать, поскольку Беларусь щепетильно относится к соблюдению международных принципов в области защиты интеллектуальной собственности. 
Что касается субстанций, то весь фармакологический мир зависит не от Запада, а от Китая и Индии. Именно в этих странах производится подавляющая доля действующих веществ, которые потом используются в порошках, таблетках и капсулах. А эти государства по отношению к Беларуси враждебности не проявляют. Наоборот, с ними у нас складываются весьма теплые и продуктивные отношения. Если же говорить о нашей промышленности, то наши индустриальные товары даже очень конкурентоспособны. Возможно, техника проигрывает в звучности торговой марки западным брендам, но по функционалу практически ничем не уступает. А отсутствие наворотов делает эту технику еще более привлекательной. 
Учитывая мировой энергетический кризис, наша продукция становится очень даже привлекательной по цене. 

Ряд флагманов попали под санкции. Неприятно, но далеко не смертельно. Самое-то интересное: многие потребители нашей промышленной продукции из недружественных стран заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве с белорусскими компаниями. И сами ищут возможность продолжать поставки. Каким образом — военная тайна. Все-таки война экономическая. Но варианты всегда есть.
А по большому счету, не так уж и много в ЕС уходило нашей промышленной продукции. Гордый западный мир выставил такие барьеры (эх, и где же конкуренция), формальные и неформальные, которые не давали просочиться конкурентам из презренного третьего мира на свою территорию. 
Не стоит сбрасывать со счетов и еще один фактор: в последние десять лет Беларусь усиливала свои позиции на рынках стран дальней дуги. Во время пандемии они еще больше усилились. Когда ряд европейских поставщиков ушли в локдаун и прекратили отгрузки, наши предприятия остались на рынке.

А сегодня, когда не совсем понятно, хватит ли западной промышленности газа для удовлетворения хотя бы потребностей внутреннего рынка, сложный вопрос, насколько они смогут удержать свои экспортные позиции. 
♦ Объем ВВП в январе — феврале 2022 г. в текущих ценах составил 28,1 млрд рублей, или в сопоставимых ценах 101,2 процента к уровню января — февраля 2021 г.

♦ В январе — феврале 2022 г. пассажирооборот составил 2688,4 млн пассажиро-километров.

♦ Услугами пассажирского транспорта воспользовались 244 млн человек.

♦ В январе — феврале 2022 г. организациями всех форм собственности построено 7,2 тыс. новых квартир.

♦ Введено в эксплуатацию 672,9 тыс. квадратных метров общей площади жилья.

♦ Реальные располагаемые денежные доходы населения Республики Беларусь в январе 2022 г. составили 100,5 процента к уровню января 2021 г.

♦ За январь 2022 г. рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг составила 12 процентов, рентабельность продаж — 9,5 процента.

♦ Номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь в феврале 2022 г. составила 1563 рубля.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter