
17 декабря — Варвара. Прежде на период всего Рождественского поста выпадала одна из главных женских работ — прядение. Но поскольку, по легенде, святая Варвара погибла от уколов веретеном, в этот день вводился запрет на такое занятие.
Наши предки считали веретено не только приспособлением для производственного процесса, но и важным обрядовым атрибутом. Причем к одному и тому же его свойству отношение могло быть двояким. Например, веретеном перерезали пуповину только что родившейся девочке, чтобы в дальнейшем та стала умелой пряхой. Но им нельзя было дотрагиваться до самого ребенка: мало того что предмет острый, он еще и ширился в процессе работы — поэтому опасались, как бы и дитя не стало «расти в ширину» сверх меры, а кроме того, не сделалось столь же вертлявым, «крутливым» в дальнейшей жизни. Опасаясь остроты веретена, одновременно это качество использовали в целях оберега. Три острых веретена клали под люльку ребенка и переливали через них воду — чтобы отогнать от младенца разного рода нечисть, сглаз и болезни.
Еще если девушка, занятая прядением, часто роняла веретено — это было знаком, что кто‑то из подруг старается отбить у нее парня.
Варварин день давал длительный метеопрогноз: теплая погода обещала в дальнейшем сильные морозы, но зато будущим летом — хороший урожай льна.
До 22 декабря в течение длительного времени световой день у нас только сокращался, однако с Варвары он начнет хоть на «вераб’iны скок», но увеличиваться: «Барбара ў ночы ўварвала, а да дня прытачыла».
Кроме Варвары, на следующей неделе в традиционном народном календаре отмечены еще два «прысвяткi»: 19 декабря — Никола (Мiкола)‑зимний и 22 декабря — Анна Ганна.
Несмотря на пост, на Николу ходили друг к другу в гости, причем в восточных регионах считалось «приглашай и друга, и недруга». На стол ставили постные пироги с рыбой, грибами, капустой, пиво, а иной раз и что покрепче. Поэтому тут же отмечали: «як на Мiколу чарка, то, глядзi, будзе сварка».
Чудотворца Николая у нас чтили особо, его икона обязательно присутствовала в каждом доме. И если летний праздник в честь святого угодника отмечали в основном только православные, то зимний захватывал и католиков. На всех иконах Николай изображался почтенным старцем с окладистой бородкой: «Мiкола — старая асоба». Именно он считался самым скорым на подмогу невинно страдающим, пленным, скитальцам и путешественникам, мореплавателям. В Европе святого Николая считают своеобразным прообразом новогоднего Санта‑Клауса.
Что касается метеопрогнозов, наблюдения показывали: иней на Николу оптимистично сулил добрый урожай всего посеянного и посаженного, в особенности льна. Вообще иней выступал хорошим знаком, символизировал достаток и богатство. В целом холодный и ясный Никола обещал богатый урожай хлеба. Отсутствие мороза и снега выступало знаком, что зима предстоит «бяспутная».
Используя принцип «по зиме и лето», по дню Анны предугадывали погоду будущего сезона ровно через полгода: снегопад предвещал дождь, метелица — сильные ветры, оттепель — теплые дожди, мороз — ясное и теплое состояние. С Анны обычно полностью пересаживались на «зимний транспорт»: «з Ганкi садзiся на санкi».