По "зеленому коридору"

Корреспондент "СОЮЗа" лично проверила, как работает транспортный контроль

Корреспондент "СОЮЗа" лично проверила, как работает транспортный контроль


НА БЕЛОРУССКОМ автомобильном пункте пропуска "Селище" в Гомельской области, в нескольких километрах от России, сегодня внешне все как обычно. Транспортная инспекция на месте, оживленное движение автомобилей. Лишь быстрота, с которой они преодолевают въездные-выездные "коридоры", выдает явные перемены.


С 1 апреля на белорусско-российской границе отменен транспортный контроль. Остался лишь "весогабаритный". Утро понедельника. На пункте "Селище" нет суеты. Легковушки идут "сквозняком". Грузовики тоже не задерживаются. Начальник пункта берет меня на маленькую экскурсию из недавнего прошлого в настоящее.


История вопроса уходит корнями в 1993 год. Именно с того момента в приграничье Беларуси и России появились автомобильные пункты пропуска. Для примера, в Гомельской области транспортный контроль неизменно выполняли пункты "Селище" Добрушского района и "Перелевка" Ветковского. Последний накануне 1 апреля закрыли. Освободившихся работников перевели на другие участки внешнего и внутреннего транспортного контроля.


Впрочем, первыми ветер перемен почувствовали водители легковушек еще в январе нынешнего года. Тогда на автомобильных пунктах пропуска белорусско-российской границы для них открылся "зеленый коридор" - никаких административных процедур. Теперь такая же простая схема и в отношениях с грузоперевозчиками.


- Намного легче стало работать? Хочется уловить разницу, - интересуюся я у своего собеседника.


- Транспортный контроль - это более десятка функций, - проясняет картину Сергей Чучвага, начальник филиала транспортной инспекции по Гомельской области. - Проверка разрешений, путевых листов, страховых полисов, режима труда и отдыха водителей, регистрация иностранных перевозчиков и так далее. Теперь все это переместилось на внешнюю границу Союзного государства. На белорусско-российской же за нами осталась только защита автодорог, что подразумевает взвешивание крупногабаритных автомобилей.


По сути, весь транспортный контроль теперь сосредоточился у весовых комплексов на въезде и выезде пункта пропуска. Как это происходит, наблюдаю "вживую".


Фура с загадочными для меня номерами подъезжает к весам, невидимым глазу, - их выдают лишь металлические пластины на асфальте.


- Казахстан, - инспекторы быстро расшифровывают номерную комбинацию цифр и букв. - Пустой. Взвешиваться не нужно. Может следовать дальше.


На мои вопросы "дальнобойщик" отвечает охотно, хоть и устал - четвертые сутки в пути.


- И раньше на белорусском пункте не было проблем, больше 10 минут не стоял. А теперь совсем просто, как у себя дома.


На подходе "Ивеко" с белорусскими номерами. Выясняется: гружен уфимской содой. Машину - на весы. В тот же миг на экране "инспекторского" компьютера появляется полный расклад нагрузки на ось.


- В норме, - "читает" цифры специалист. - Однако прямая дорога на Минск для вас закрыта, там ограничения, поэтому пойдете через Оршу.


В полном порядке и грузовой автомобиль гомельской кондитерской фабрики "Спартак". Спешит в Москву. Водитель признается, что это его первый рейс по новым правилам...


К слову, превышение допустимых норм груза обычно случается не так часто, потому что для компании-перевозчика получается себе дороже. Если же перебор обнаружен, то штраф уплачивают здесь же, в пункте. После этого автомобиль должен следовать строго тем путем, каким его направит инспектор-транспортник, ориентируясь на сезонные ограничения, действующие в стране. За отклонение от маршрута могут оштрафовать.


Учитываются и погодные условия. До 20 апреля автомобильная сеть Беларуси живет в режиме паводка. Подземные воды на подъеме - асфальт "дышит". С середины мая обычно внутреннее движение переходит на "летнее расписание". Здесь свои правила и нормы диктует температура воздуха. Все это в конечном итоге ради сохранения достойного качества белорусских дорог, а вместе с ним автомобилей и водительских нервов.


Кстати


В среднем за сутки через автомобильный пункт пропуска "Селище" проходит до тысячи легковых и грузовых автомашин. До ближайшего российского АПП "Красный камень" в Брянской области отсюда 12 километров.


С 4 марта 2011 года в Беларуси увеличены нормы нагрузки на ось. Так, на группу осей она максимально может составлять 22,5 тонны, а общая масса транспортного средства - 40 тонн.


АПП "Селище": взвесились - и в путь!


dralukk@tut.by


ГОМЕЛЬ

 

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter