По закону джунглей?

Современный город немыслимо представить без маршрутных такси. Вместе с тем внутри своеобразного социального стандарта, который стремительно развивается, немало изъянов и конфликтов

Современный город немыслимо представить без маршрутных такси. Вместе с тем внутри своеобразного социального стандарта, который стремительно развивается, немало изъянов и конфликтов.

Хозяин — барин

Мой приятель возвращался из командировки. С витебского вокзала добраться домой общественным городским транспортом уже было нереально. Поэтому поздние путники жадно стали ловить любую тачку. И тут, словно по мановению волшебной палочки, у ночного вокзала выстроилась целая армада разнокалиберных машин с «шашечками» и рацией. 

Повеселевшие пассажиры в считанные минуты разъехались по указанным адресам. В одно из такси устроился и мой приятель. Невольно он стал соучастником диалога по рации между водителем и диспетчером. Последний передал указание, куда ехать дальше по заявке. А затем напомнил о том, что завтра на рекламу кооператива каждый из водителей должен сдать по 30 тысяч рублей. 

Человек за рулем помрачнел. И тут же разоткровенничался, что ему уже надоел этот «бардак». Оказывается, в кооперативе много условно работающих. Вроде «мальчиков по вызову». Не оформленных по законодательству, без записи о найме в трудовой книжке. В полной зависимости от хозяина. Кормятся тем, что получают заказы от диспетчера. Выручку сдают хозяину. А тот  выдает «зарплату» в зависимости от своего настроения и отношения к тому или иному извозчику. Все терпят. Хотя, как говорится, до поры до времени жбан воду носит. 

Когда  резать  начнем…

Почему терпят? Один из знакомых поведал мне невеселую историю о том, как он врукопашную, если так можно выразиться, пробился на такси в маршрут. Даже с лицензией новичка встретили старые таксисты очень недоброжелательно. 

— Ты куда прешь, салага? У нас на маршруте движение расписано — через четыре минуты. Ты — лишний, или не понимаешь? 

— А я буду ездить, как получается… 

— Тогда мы тебе колеса порежем. Сказано: не суйся в наш маршрут! 

Новичок поначалу растерялся, но не отступил. Потому как не робкого десятка. 

— Ну, если вы мне колеса порежете, то и я вам порежу. Мало будет колес, так один одного резать начнем. 

Видят старые маршрутчики, что новенький мужик не слабый, что такого на мякине не проведешь. Поворчали, поматерились и нехотя впустили в обкатанный и расписанный по минутам эксплуатации маршрут. 

Но это, скорее, исключение из жестокого правила каменных джунглей. Слабака и отметелят, и колеса порежут, и сдадут при случае кому следует. Вот и вынуждены неудачники под дудку диспетчера работать на хозяина. И стараются не задумываться, что когда-то наступит пенсионный возраст. А в трудовой книжке нет записи, где и на кого трудился. Вряд ли бывший хозяин даст пенсию своему послушному «мальчику по вызову». 

А  хозяин  кто?

Вообще, это тема закрытая. Своего рода коммерческая тайна. О хозяине рядовые извозчики говорят обтекаемо, не называя ни должности, ни паспортных данных. Кабы чего не вышло! 

А общий портрет вырисовывается достаточно хищный. Обычно хозяин имеет несколько машин. Сам по маршрутам не ездит. Разве что иногда для контроля, получения выручки. Исходя из этого, оценивает рентабельность маршрута. К примеру, вечером водитель должен сдать хозяину 50 тысяч рублей. Чистоганом. За вычетом солярки или бензина, зарплаты и т.д. 

Если владелец имеет несколько маршрутных такси, то у каждого водителя в конце смены принимается соответствующая выручка. То есть каждый день «капает» денежка. И немалая, если есть предприниматели, которые контролируют целый маршрут. Иногда до десятка машин. Это уже «крутые». Естественно, здесь все схвачено и за все уплачено. В том смысле, что «чужакам» и посторонним на данный маршрут дорога заказана. Если кто не соображает, то будет иметь б-о-о-льшие  проблемы! 

«Многостаночники»  поневоле

Еще одна, как говорят коллеги-телевизионщики, картинка. Сажусь в маршрутное такси. Раннее утро. Пассажиров в салоне — считанные единицы. 

Отдаю пятерку, то есть 5 тысяч рублей. Водитель рулит и одновременно отсчитывает сдачу, пробивает талончик в кассовом аппарате. 

Постепенно на остановках такси заполняется пассажирами. Кто-то протягивает водителю 20 тысяч, кто-то десятку, пятерку… И все это время он умудряется  вести автомобиль и отсчитывать на ходу сдачу. Иногда это получается несколько проще – перед красным светофором. А вообще, совмещать данные операции ой как нелегко! Особенно в снег и гололед. 

Понаблюдав за виртуозной работой таксиста в таком формате, я лично не в большом восторге от экстремального сервиса. Как говорится, кесарю кесарево, а слесарю слесарево. В данном случае водителю – водителево. Хорошо еще, что по мобильнику на ходу не разговаривал. А то, не приведи Господи, всякое может случиться. Особенно если часов с десяток за рулем покрутишься. По большому счету, работягам-таксистам не позавидуешь. Вот к ним точно подходит выражение: их служба и опасна, и трудна. Подобно классическому мужичку, который один двух генералов прокормил, наши «многостаночники» поневоле также работают не только на себя. 

Всегда  ли  прав  клиент

Всем не угодишь. Это уж точно. Тем не менее к голосу народа прислушиваться полезно. Вот и я выслушал немало мнений и суждений тех, кто пользуется услугами маршрутных такси. Кое-что мне показалось не лишенным здравого смысла. 

Скажем, почему воинам-«афганцам», инвалидам войны и труда не обеспечить в маршрутках одно бесплатное посадочное место? Вряд ли это будет так уж разорительно для их владельцев. Не так уж много столь почетных пассажиров. Смогли же такой сервис организовать в России и Украине. 

Еще один интересный вопрос. Почему одинаковая плата за одну-две остановки проезда на маршрутном такси и за пятикилометровый проезд? В Витебске пока он стоит 700 рублей. Гораздо разумнее было бы так: за одну остановку – 100 рублей, за две – 200, за  пять – 500 рублей и т.д. В салоне на 12—15 посадочных мест это совсем несложно проконтролировать. Если называть вещи своими именами, то это заурядная система выкачивания денег с пассажиров. 

Или такой вопрос задают. Почему водителя обязали останавливаться только на остановках общественного транспорта? А если вдруг человек себя плохо почувствовал или какая срочная надобность выйти? Ведь он воспользовался услугами не трамвая или троллейбуса, а такси. А посему имеет право выйти там, где ему хочется, а не там, где его хотят высадить.  Разумеется, если это не в ущерб безопасности движения. В связи с этим уместно заметить: если за такси спрашивают большую цену, то надо учиться ее отрабатывать. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter