По законам советского времени

Сдувая пыль с истории

— Ну что же стали вы? поклон, сударь, отвесьте.

Подите, сердце не на месте;

Смотрите на часы, взгляните-ка в окно:

Валит народ по улицам давно;

А в доме стук, ходьба, метут и убирают.

— Счастливые часов не наблюдают.


Дворянка Софья Фамусова, застигнутая своей служанкой в объятиях возлюбленного Молчалина, можно сказать, ворвалась в историю русской литературы с одной этой репликой. А автор всего произведения потомок польского дворянина Гржибовского Александр Сергеевич Грибоедов прославился как homo unius libri — писатель одной книги. Свою комедию в стихах он сперва называл «Горе уму», но ее буквально растащили на цитаты уже как «Горе от ума».


Сегодня мы не будем списывать из школьных сочинений, почему Софья предпочла возвышенному Чацкому батюшкиного секретаря с говорящей фамилией Молчалин, а поговорим немного о времени и пространстве. Ну и о любви, конечно.


Отслеживая неумолимое приближение к окончанию эпопеи с реконструкцией Несвижского замка, сегодняшний процесс сдувания пыли предлагаю начать с заметки, опубликованной в «Советской Белоруссии» 21.03.1945. Тогда еще шла война, однако власти и корреспонденты газеты уже раздумывали над тем, что делать с вечными ценностями.


«Это один из наиболее старинных и богатых по своему скульптурному оформлению замков в нашей республике. Из сохранившихся архивных данных известно, что замок был построен в 1583 году и затем не раз подвергался переделкам. В те дни, когда в замке проживала княжеская семья Радзивиллов, народу не было никакого доступа ни в прекрасный парк, прилегающий к замку, ни в самый замок. Наживаясь на труде своих бесчисленных батраков, Радзивиллы из поколения в поколение увеличивали свое состояние. В залах замка они оборудовали музей, но это был музей, доступный только избранному кругу лиц. После исторического сентября 1939 года замок князей Радзивиллов в Несвиже стал достоянием народа. Только тогда многие из жителей Несвижа смогли впервые попасть в замок и осмотреть его. Немецкие оккупанты во время своего кровавого хозяйничания на белорусской земле осквернили здание, ограбили замок. Когда на территории Несвижского района проходили бои за освобождение нашей родной земли от немецких извергов, народ взял под охрану замок, сознавая, какую историческую ценность он представляет. Сейчас здание восстанавливается и реставрируется. Обновляется роспись стен внутренних комнат, освежается отделка. После восстановления и реставрации этот чудесный замок — богатство народа — будет использован под санаторий» («Реставрация замка»).


Полагаю, нет смысла напоминать, сколь долго просуществовал санаторий в Несвижском замке, а вот о процессе создания самого едкого антидворянского произведения под названием «Горе от ума» кое–что расскажу. Идея пришла к Грибоедову, когда он высмеял на одном из светских раутов болтливого французика, однако вместо одобрения соотечественников неожиданно оказался осмеян сам. Свою знаменитую комедию бывший корнет, к тому времени поступивший на службу в министерство иностранных дел, писал урывками в течение восьми лет. Иногда он даже читал ее единомышленникам, но при жизни своего создателя «Горе от ума» не была ни издана, ни поставлена в театре.


«Производственно–техническая лаборатория Минского почтамта закончила изготовление электрочасов, которые будут одновременно показывать время в 50 пунктах земного шара. Размер этих часов — четыре квадратных метра. Вместе с металлической рамой корпуса и механизмом они весят 600 килограммов. Механизм часов имеет небольшой электродвигатель. Через систему зубчатых колес он связан со стрелками и диском поясного времени. Каждые 15 минут будут играться несколько тактов песни «Радзiма мая дарагая». Для часов смонтирован программный автомат включения, датчики сигналов, мелодии и боя. В ночное время для подсветки применены люминесцентные лампы. На часах минчане увидят время Москвы, Владивостока, Ашхабада, Новосибирска, Целинограда, ряда других пунктов Советского Союза, а также поселка Мирный в Антарктиде. Из иностранных городов на циферблате обозначены Лондон, Париж, Вашингтон, Токио, Гавана, Аккра, Дели, Пекин, Гавайские острова. Вскоре новые часы будут установлены над порталом главного входа в Минский почтамт» («На часах — время всего мира», 19.03.1962).


К сожалению, пребывание дипломата Грибоедова на этом свете вышло очень непродолжительным. Его часы остановились в 34 года в Тегеране. В общем–то каждому из нас еще со времен школьных сочинений известно, что русский посол в Персии погиб в ходе резни, устроенной исламскими фанатиками. Но мы попробуем добавить в старую историю новые черты, отметив, что к трагедии привели не только обида персидского шаха за поражение в войне с русскими и необходимость платить контрибуцию, но и то, что Грибоедов дал согласие на укрытие в посольстве двух армянок из гарема родственника шаха Аллаяр–хана и евнуха–армянина из шахского гарема. 30 января 1829 года силы были неравны... После взятия посольства бесчинствующая толпа таскала изуродованный труп Грибоедова по улицам Тегерана еще несколько дней, потом бросила его в общую яму, где уже лежали тела его товарищей. Автора «Горе от ума» позже опознали лишь по изуродованному на дуэли мизинцу левой руки.


Что за время тогда было? 6 шаабана 1244 года хиджры. Уточнение для тех, кто понимает хоть что–нибудь в особенностях летоисчисления мусульман.


«С незапамятных времен деятельность человека регулировалась естественной шкалой времени, определяемой суточным вращением Земли вокруг своей оси и годичным ее перемещением по орбите. В ряде стран мира на летний период вводится «летнее» время — часовая стрелка переводится на час вперед. С 1 апреля 1981 года такой переход на «летнее» время будет осуществлен и в нашей стране... Разумеется, всех интересует вопрос, как скажется переход на условиях труда и отдыха людей, их здоровье? Специальные исследования, проведенные советскими учеными, показали, что переход на «летнее» время не только не окажет вредного воздействия на организм, но, наоборот, принесет пользу. Летний час дневного света в послерабочее время будет использован для пребывания на свежем воздухе, активного отдыха, занятий спортом. Это особенно важно для городских жителей, которые значительную часть суток проводят в закрытых помещениях при искусственном освещении. А недостаток естественного освещения приводит к ослаблению организма, нарушению ряда функций и систем. Такое состояние получило официальное название светового или солнечного голодания» («На час вперед», 22.03.1981).


В августе 1828–го по пути из Петербурга в Персию Александр Грибоедов женился на Нине Чавчавадзе. Браку предшествовало нарушение царским посланником существовавшей в те годы субординации. В императорской России чиновник или служащий не могли вступить в брак без дозволения начальства, но Грибоедову было немыслимо ждать высоких писем несколько месяцев. Сославшись на законы военного времени, он получил разрешение на брак не от министра иностранных дел Нессельроде, а от командующего Кавказской армией графа Паскевича. Грибоедов спешил в Тегеран, однако же, не желая подвергать опасности свою беременную 15–летнюю супругу, по пути оставил ее в Тавризе — своей резиденции полномочного представителя Российской империи... Долгие недели Нина ничего не знала о его смерти. Беспокоясь о ее здоровье, окружающие скрывали страшную весть. 13 февраля по настоятельной просьбе матери она покинула Тавриз и поехала в Тифлис. Только здесь ей сказали, что муж мертв. От стресса у нее случились преждевременные роды... Больше Нина Чавчавадзе замуж не вышла. Как и завещал ей супруг, она похоронила его в Тифлисе (тело Грибоедова доставили туда спустя пять с половиной месяцев после гибели!), но так и не сняла с себя траур. Ее называли черной розой Тифлиса, а десятилетия спустя поэт Яков Полонский посвятил ее памяти стихотворение «Н.А.Грибоедова»:


...Там, в темном гроте — мавзолей,

И — скромный дар вдовы —

Лампадка светит в полутьме,

Чтоб прочитали вы

Ту надпись и чтоб вам она

Напомнила сама —

Два горя: горе от любви

И горе от ума.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter