«Отлучение» от западных рынков позволит нашим компаниям повысить производительность труда

По законам простой эффективности

Западными компаниями правят олигополии транснациональных корпораций. Поэтому они и кажутся эффективными. Когда на рынке правят балом два-три монстра, то о какой реальной конкуренции может идти речь? Так, формальный уход от монополии. А она, как известно, всегда эффективна, хотя с точки зрения того же рынка глубоко порочна. Тем не менее западная корпоративная культура превратилась почти в религию. В ней нельзя сомневаться, а только выполнять заветы и предписания. В противном случае отлучат. От рынков и сотрудничества. В итоге нашим компаниям ради дружбы и взаимопонимания с западными партнерами приходилось тоже, как луковице, обрастать шелухой разных ритуальных действий, которые требовали соответствующих должностей. В итоге появилось много «корпоративных бомжей» (таковые в западных корпорациях бродят стаями): они получают неплохую зарплату, но за что отвечают — доподлинно неизвестно. А мы, рядовые потребители, оплачиваем эти издержки. Возможно, они исчезнут. И на рынке труда появятся молодые, умные и перспективные. Только делом займутся.

Коллаж Любови Царюк

Транснациональная бюрократия

У некоторых крупных корпораций структура так запутана, что они сами не могут разобраться в своей системе управления. Огромные офисы, рой сотрудников, все вроде бы при деле, а какую добавленную стоимость создают — непонятно. По уму взять бы и навести порядок. Но кавардак объясняют постиндустриальной эпохой. Мол, вкалывать должны роботы или по крайней мере считаные люди. А остальные заниматься менеджментом. Универсальное слово, за которым можно спрятать любые необоснованные издержки.

А их в западной корпоративной традиции очень много. Это внешне крупные компании блестят креативом, якобы новыми подходами, инновациями… Если с ними плотно поработаете, поймете: чиновничья бюрократия покажется дружественной и клиентоориентированной по сравнению с корпоративной рутиной принятия решений. Зато все при деле. При зарплате. А что касается себестоимости, то потребитель оплатит. Никуда не денется. Это отец-основатель маркетинга Филипп Котлер в 1980-х предполагал, что эта наука будет о повышении удовлетворенности потребителей. На деле все вылилось в шаманство и манипуляции с целью продать дешевый товар как можно дороже. Убедив при этом покупателя, что функционал продукции — мелочи жизни. Главное — бренд. Он покупает не просто стиральный порошок, газировку или еще что-нибудь, а приобретает историю, легенду, эмоции… Чушь с точки зрения нормальной бытовой логики, но продвиженцы товаров уже научились манипулировать потребительским сознанием. Поэтому мы верим в силу бренда. Мы верим в эффективность корпоративного западного транснационального бизнеса, который на деле не более чем банальная бюрократия. А конкуренцию на рынке монстры выигрывают за счет своих размеров и рыночной силы. Слон всегда будет сильнее мосек, даже если собачки будут умнее, пластичнее и стремительнее.

 По проторенной дорожке

Самое печальное, что наши компании (и частные, и государственные, хотя и в меньшей степени) начинают обрастать этими корпоративными приблудами. А «корпоративные бомжи» плодятся со скоростью мух-дрозофил. И когда мы говорим, например, про инфляцию и высокие цены, не мешало бы не на наценки смотреть, а на затраты и ту прибыль, а также премию за риск, которую закладывает бизнес. С приходом же на рынок торговых сетей инновационное корпоративное управление проникло и в ретейл. И реализация банальных товаров превратилась в занимательную и сложную игру, которой забавляется множество людей.

Выставил товар, сформировал цену и продал — нет, так неинтересно. Сначала надо ценник поднебесный начертать на ярлыке. Кто-то все равно купит. Потом объявить скидки, потом — акцию, сдобрить рекламной игрой… А это все требует переговоров с поставщиками, дополнительных договоров, согласований, учета… Сколько телодвижений. Каждый ритуал требует своих священников и подручных. Поэтому есть бренд-менеджеры, менеджеры товарных категорий, мерчендайзеры, промоутеры, региональные менеджеры… И все в двойном количестве — со стороны сетей и поставщиков-производителей. И все это хитросплетение бизнес-процессов направлено на простую цель — продать какой-нибудь несчастный консервированный горошек или пачку чая! А телодвижений больше, чем при заключении контракта на поставку самолета. Правда, возникает законный вопрос: а сколько же вы зарабатываете, господа — организаторы этой канители, на базовом ценнике, если с дисконтом в 30—50—70 процентов остаетесь не в убытках.

На нелогичность кутерьмы в продажах вам ответят, что так весь развитый мир живет. Мы же хотим интегрироваться в цивилизованное пространство?! Это необходимо, чтобы инвестиции потекли, технологии и так далее. Правда, наш реальный сектор стал обрастать шелухой, а ничего полезного (почти) мы так и не увидели.

Исходя из логики земной

Теперь аргумент о том, что так положено по западным стандартам, отпадает. Все, остались эти стандарты где-то там далеко, за железной экономической стеной. Не пора ли переходить в бизнесе (в широком понимании этого слова) на земную, прагматичную логику. Возможно, тогда и цены снизятся. И эффективность повысится. И дефицит трудовых ресурсов исчезнет.

Конечно, «корпоративные бомжи» будут крайне недовольны. Начнут сопротивляться. Доказывать свою полезность. Но их же никто и не обижает. Просто предлагают реально поработать, с понятной эффективностью, которая заключается как раз в том экономическом правиле, которое нынче уже давно не действует полностью в западной экономике и лишь частично справедливо для нашей: чем больше производишь, тем выше выручка и прибыль. Чем больше производишь, тем ниже себестоимость и есть возможность осчастливить потребителя и заработать его преданность невысокой и честной ценой. Тогда, возможно, и с инфляцией будет попроще. И с производительностью труда получше.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter