О развитии отельного бизнеса

По законам гостеприимства

Обеспеченность нашего отельного бизнеса квалифицированными кадрами пока, увы, отстает от темпов строительства гостиниц. На первый взгляд парадокс: неужели трудно набрать персонал в условиях, когда свободная вакансия на современном предприятии порой чуть ли не на вес золота? Но не так все просто: в стране, где сфера гостеприимства, по большому счету, только начинает формироваться, отелям требуется не просто персонал, а те, кто готов, невзирая на потраченные время и усилия, искренне и с полной самоотдачей создавать для клиентов уют и доброжелательную обстановку. Таких людей, уверяют эксперты, нередко днем с огнем не сыщешь.


Учредитель Клуба отельеров и рестораторов Беларуси, руководитель школы гостеприимства Hospitality School MD Маргарита Денисова поделилась впечатлениями от процесса отбора персонала в гостиницу одного из райцентров. До этого из 50 претендентов владельцы объекта отсеяли 30, а из оставшихся двух десятков молодых людей и девушек для дальнейшего обучения с нуля остался всего десяток. Город небольшой, 15 тысяч населения, молодежи много, а с новыми рабочими местами проблема. Некоторые кандидаты даже не поинтересовались, что из себя представляет гостиница, кто владельцы, какими будут трудовые обязанности. Просто им очень сильно была нужна работа, не важно какая. Конечно, хорошо, когда молодые люди ищут свое место в жизни. Но сфера гостеприимства — она особенная, уверена Маргарита Денисова, не всякий справится: «Мне же хочется видеть огонек в глазах претендентов, желание помогать людям, чтобы позже эти работники не чувствовали себя «униженными и оскорбленными» при обслуживании клиента. Между тем в Беларуси до сих пор профессия горничной или официанта слабо востребована, хотя, допустим, во Франции она порой передается по наследству и в целом неплохо кормит».

Схожее мнение прежде высказывал управляющий столичной гостиницей «Виктория Олимп» Алексей Подоматько. По его словам, рынку не хватает отельных бизнес–аналитиков, квалифицированных сотрудников отделов продаж. Чтобы такие специалисты появились в штате, мало вузовского диплома. Необходима практика в самом отеле, причем на различных карьерных позициях. Конечно, нам пока далеко до американских или швейцарских отельных школ, которые по пять лет и даже дольше готовят профи под запросы бизнеса. Однако в Беларуси есть и свой опыт. В свое время на базе отеля «Минск» была создана кузница кадров, которая подготовила не один десяток блестящих специалистов, ныне трудящихся на ниве гостиничного бизнеса и воспитывающих новое поколение менеджеров. Впрочем, на фоне разрастающейся гостиничной сети это капля в море...

В 2014 году, когда в Минске проходил чемпионат мира по хоккею, в Беларуси насчитывались 331 гостиница, 37 гостиничных, 7 туристско–гостиничных комплексов, 4 мотеля и 151 средство размещения иных видов. В 2016–м услуги по устройству туристов предоставлял уже 571 объект, в том числе 384 гостиницы и гостиничных комплекса. На достигнутом сфера гостеприимства останавливаться не намерена. Только в Минске нынче реализуется более десятка проектов по возведению многофункциональных комплексов с гостиницами. С их вводом номерной фонд прирастет на 3.000 с лишним мест к нынешним более чем 10 тысячам. Другое дело, что к Европейским играм, которые пройдут в Беларуси в 2019 году, нужны не новые отели, а новый уровень обслуживания. Здесь не помешало бы сплотить усилия государства и частного бизнеса. К сожалению, этого в полной мере не удалось добиться в преддверии ЧМ–2014: тогда многие полагали, что около 30 ссузов и вузов справятся с подготовкой персонала для ресторанной и гостиничной сферы. Сейчас понимание ситуации, похоже, изменилось. Ведь, по словам экспертов, текучесть кадров в гостиницах и ресторанах может достигать 300% в год.

А по поводу того, что в построенных отелях порой мало постояльцев, — это не совсем так и не навсегда. Да, пока только около половины из числа проживающих в них клиентов составляют граждане из других государств. Но в масштабах СНГ у Минска неплохой и достаточно активно растущий туристический рейтинг: россияне, скажем, сюда охотно едут на праздники. Турпоток увеличивается и благодаря установлению безвизового порядка въезда в Беларусь для граждан 80 стран на срок до 5 дней. Вот почему от отельеров ждут, чтобы сфера гостеприимства стала таковой в полной мере. А для этого нужны люди, которые вдохнут жизнь в недавно построенные апартаменты.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter