Преподаватель юриспруденции Юлия Хватик: «Студент — это высшая ценность, он твой партнер, поэтому относиться к нему нужно как к равному»

По законам благородства

Желание помогать людям, вера во всемогущую силу законов и детективные сериалы сподвигли Юлию Хватик поступить на факультет права БГЭУ. Тогда еще юная студентка не до конца осознавала, что жизнь не кино, где каждое дело заканчивается громкими разоблачениями преступников, а спасительные доказательства возникают из ниоткуда. Кандидат наук, доцент Академии управления при Президенте и куратор юридической клиники БГУ для малоимущих рассказала «Р», как разочаровалась в профессии и снова влюбилась в нее, почему придерживается «философии» pro bono и каким профессиональным навыкам обучает своих студентов.

Юлия ХВАТИК: «Часто мы в юридической клинике не просто составляем письменную консультацию, но и дополняем ее процессуальными документами: готовим исковое заявление о взыскании алиментов, расторжении брака или проект договора».

Мечты о реальном

О том, кем хотела стать в детстве, Юлия вспоминает с улыбкой: еще в школе она грезила о привлекательной для многих работе дипломата. Но реальность, как водится, внесла свои коррективы:

— Я родилась в поселке Козенки Мозырского района. Наверное, не стоит объяснять, что двадцать лет назад там о дипломатии мало кто слышал, — шутит Юлия. — Мой учитель английского сказала как отрезала: «Нужно мечтать о реальном». И тут же привела пример: ее бывшие ученики окончили факультет международных отношений, но найти работу по специальности не смогли. Поэтому она посоветовала мне три направления в БГЭУ, куда лучше поступать.

Юлия не скрывает: как и многие подростки, увлекалась детективными сериалами вроде «Пуаро Агаты Кристи» и «C.S.I.: место преступления», поэтому решила поступать на факультет права. Родители ее выбор поддержали — как потом оказалось, не напрасно: девушка окончила вуз с красным дипломом, поступила пара заманчивых предложений работы.

— Еще во время учебы я поняла: сериалы не показывают, сколько времени уходит на то, чтобы разобраться в правовой ситуации, подготовить юридические документы и реально помочь. Судебное заседание тоже оказалось не таким, как на экране: страшно смотреть, когда люди кричат, теряют человеческое обличье, требуя раздела имущества и забывая, что они родственники. Я уже было разочаровалась в профессии, но вдохновение и веру вернули моя преподаватель, адвокат Рита Микушева и юридическая клиника БГЭУ. В ней работали студенты 3—4-х курсов, но я уже с первого курса хотела быть с ними в команде. Первое время выполняла там функции офис-менеджера: протирала пыль, носила бумажки. Но это было не важно: мне хотелось погрузиться в атмосферу и посмотреть, как ребята работают на благо социально уязвимых граждан. Тогда я наконец увидела, что мы действительно способны помогать.

Чернила расскажут все

Сегодня Юлия работает куратором юридической клиники БГУ, в которой около 20 мотивированных к профессиональной деятельности и неравнодушных к чужим проблемам студентов помогают многодетным семьям, пенсионерам, сиротам и инвалидам не попасть в ловушку и сделать правильный выбор.

— По аналогии с медуниверситетами, где студенты практикуются еще во время учебы, создали юрклиники. Но главное, будущий юрист не может давать консультацию клиенту без согласования с преподавателем-куратором, потому что у него пока нет диплома. С каждым клиентом наши студенты работают максимально эффективно: психологически располагают к беседе, интервьюируют, анализируют документы и законодательство, создают проекты письменной консультации и юридических документов по делу, которые максимально приближены к адвокатскому досье.

Куратор вспоминает интересный случай из практики, который еще раз доказывает: можно раскусить даже самого искусного лжеца.

— Пришла к нам девушка с непростой историей. На свадьбу ей и жениху подарили большую сумму денег, которую они единогласно решили внести на строительство квартиры. Прошел год, и пара решила развестись, так и не купив недвижимость. Встал вопрос, как поделить деньги. И тут жених неожиданно кидает ей на стол расписку, где говорится, что все эти деньги подарены его мамой и только с одним условием: если молодожены не тратят их на строительство квартиры, то они возвращаются дарителю. Все бы ничего, но девушка никогда прежде эту расписку не видела, и деньги им дарили несколько человек. Чтобы ей помочь, мы провели дактилоскопическую экспертизу давности документа и установили, что чернила свежие, значит, документ составили недавно, а не год назад.

Преподаватель считает, что новое поколение нельзя учить старыми методами.

Призвание — помогать

Работа студентов и кураторов юрклиники абсолютно бесплатна, но требует много времени, внимания и сил, поэтому волонтерами выступают только энтузиасты.

Юлия считает, что адвокатам важно время от времени заниматься рro bono — работать не на бизнес, а во благо общества.

— Бесплатные дела часто дают специалистам, у которых появляются признаки профессио­нального выгорания, — чтобы человек почувствовал, что делает величайшее добро. В клинике этих эмоций всегда хватает: здесь нет денег, но есть благодарные, скромные клиенты.

В последнее время в клинику часто обращаются пенсионеры, которые хотят взыскать алименты со своих взрослых детей. А еще чаще приходят с вопросами по разделу имущества. Преподаватель не скрывает своего мнения на этот счет:

— У нас, к сожалению, не принято уважать чужую собственность. Я всегда объясняю студентам: если вы не вкладывали в условную квартиру деньги, то какое право вы имеете на нее претендовать?

Образование через всю жизнь

Когда разговор заходит об образовательных курсах и стажировках, глаза Юлии загораются еще ярче. Она побывала в лучших вузах Европы и США, но даже не думает останавливаться.

— Эти поездки оказали большое влияние на становление меня как профессионального преподавателя. Я вынесла для себя несколько ключевых тезисов. Во-первых, студент — это высшая ценность: он твой партнер, поэтому относиться к нему нужно как к равному, с уважением. Во-вторых, обязательно интенсивно готовиться к занятиям. Вы же знаете анекдот об американском профессоре? У него спросили: «У вас всего одна лекция в неделю, что вы делаете в остальное время?» А он серьезно ответил: «Готовлюсь к ней». И в-третьих, нужно давать студентам четкие инструкции: чего им ждать от курса, что они будут готовить к семинарам, за что могут получить высшую оценку.

Преподаватель делится лайфхаком: на первом занятии она старается «продать курс» (заинтересовать в его изучении) — рассказывает о себе и о том, что предстоит изучить.

— Затем прошу каждого студента назвать ассоциацию с его именем, чтобы я к следующей лекции запомнила всю группу — это психологически очень важно. А еще они должны ответить, чего ждут от курса. Мы это записываем, а в конце семестра смотрим, все ли получилось. Новое поколение нельзя учить старыми методами: инновации уже есть, просто ими мало кто пользуется. Например, все ребята выполняют тестовые задания с помощью гаджетов  и образовательных приложений Kahoot, Menti, LMS Moodle. И подсмотреть ответы там невозможно — время рассчитано до долей секунды, ты просто не успеешь. Я даже провела исследование: одна группа писали текст на бумаге, другая — с использованием мобильного приложения, и потом все студенты оценивали уровень своего стресса. Вот те, кто делал по старинке, беспокоились больше.

Юлия частенько поглядывает на часы — через пару минут начинается лекция. Напоследок она делится сокровенным:

— У меня есть мечта: создать такой курс, который захотят купить ведущие университеты мира. Для этого многое нужно сделать, но я верю, что все получится. А вот как мама шестилетнего сына, я хочу, чтобы малыш вырос здоровым, стремился помогать людям и качественно выполнял любую свою работу.

glushko@sb.by

Фото из личного архива героя материала

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter