Белорусский янтарь своими оттенками мало чем отличается от янтарей других регионов мира

По янтарному следу

Рядом с санаториями «Буг» и «Надзея», расположенными в урочище Сосновый Бор в Жабинковском районе Брестской области в долине реки Мухавец, еще в бытность Советского Союза мы со студентами факультета естествознания Брестского педагогического института имени А.С. Пушкина во время летних геологических практик проводили экскурсии. В местах, где берега реки были без зарослей, мы отбирали пробы песка и песчано-гравийных смесей для их последующего минералогического изучения. И иногда в этих горных породах находили небольшие кусочки… желто-коричневого янтаря размерами не более 2—3 сантиметров.

Фото БЕЛТА

Недавно я отдыхал в санатории «Надзея», и работники отдела культуры попросили меня прочитать лекцию о белорусском янтаре, памятуя о том, что на торфяном массиве Гатча в Жабинковском районе началась первая в нашей республике пробная промышленная добыча этого изумительно красивого самоцвета. Поскольку дело было в санатории, лекцию я обозначил как «Использование янтаря в лечебных целях», и слушатели, а среди отдыхающих, кроме жителей Беларуси, были россияне, литовцы, поляки, украинцы и чехи, заполнившие киноконцертный зал, приятно удивились, что один из знаковых минералов мира встречается в недрах земли белорусской. А выставленную на лекции небольшую коллекцию янтаря и ювелирных изделий из него отдыхающие еще долго разглядывали и изучали. Кстати, белорусский янтарь своими оттенками золотисто-желтого цвета визуально мало чем разнится от янтарей других регионов мира. А его прозрачные разности отличаются даже в лучшую сторону.

И когда в заключение своего доклада я поведал, что в районе Гатча-Осовского торфобрикетного завода открыто по нашей заявке первое в Беларуси небольшое по размерам месторождение янтаря и что отдельные небольшие кусочки солнечного камня можно найти даже в пляжной зоне реки Мухавец в районе санаториев «Буг» и «Надзея», желающих поучаствовать в геологической экскурсии оказалось достаточно много. В ближайшее воскресенье, когда ни у кого не было никаких лечебных процедур, мы перелопатили весь прибрежный песок на пляже и… ничего, к сожалению, не нашли. Но победа всегда сопутствует тем, кто в нее верит и делает все возможное для ее достижения.

Мы перебрались через шлюз на противоположный берег реки и там, где не было зарослей, продолжили искать золотисто-медовый янтарь. И когда обнаружили в песке несколько небольших солнечных камушков — радости не было предела! Особенно торжествовала шестиклассница Наташа из Подмосковья, которая поправляла свое здоровье в санатории вместе с мамой и бабушкой. Я еще долго раскрывал ей тайны янтаря и посоветовал рассказать о нашем путешествии на уроке географии, чтобы все школьники знали о богатствах нашего родного края. И что удивительно — многие подарили юному краеведу свои находки янтаря для ее будущего «научного» доклада.

Кто знает, как сложится жизненный и творческий путь этого очаровательного и любознательного человечка. Мне кажется, что именно из таких славных детишек и получаются, в конце концов, настоящие геологи-исследователи недр земных. Очень хотелось бы, чтобы так и вышло. А еще — чтобы поскорее закончился весь этот коронавирусный паралич, из-за которого в наши санатории не могут попасть зарубежные гости, высоко их оценившие.

Альберт Богдасаров, профессор геологии, Брест
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter