Уже несколько лет «Белкоммунмаш» производит и эксплуатирует электробусы.
— Экологическая безопасность — серьезный аспект нашей промышленности, — отмечает главный конструктор по автомобильной технике ОАО «Минский автомобильный завод» — управляющей компании холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Павел Шабанов. — Выбросы, в том числе при эксплуатации автомобилей, нужно снижать, особенно в больших городах. В данный момент для автотранспорта в нашей стране действует экологический стандарт Евро-5. Это существенный шаг в сторону снижения выбросов углекислого газа. Не за горами момент, когда мы начнем активно двигаться в направлении их снижения вплоть до нуля.
В прошлом году на МАЗе создали два прототипа техники на электроприводе — городской электробус и развозной автомобиль. Сейчас модели проходят стадию испытаний.
— Если говорить о безопасности, стоит упомянуть, что есть определенные минусы: наличие электропривода подразумевает высокое напряжение в порту электротранспорта — порядка 600 вольт. Для запуска модели в серийное производство мы должны решить эту проблему, чтобы предоставить всесторонне испытанную технику, безопасную для пассажиров, — объясняет Павел Шабанов.
В Беларуси в ближайшее время появится республиканская программа развития электротранспорта на 2021–2030 годы. Сейчас она проходит все стадии согласования. Это будет существенный толчок к развитию легкового, пассажирского и грузового транспорта. Кстати, у нас уже есть пример использования электромобилей — предприятие «Белкоммунмаш». Несколько лет оно производит и эксплуатирует специальные электробусы, которые запитываются из контактной троллейбусной сети и эксплуатируются без контакторов как таковых.
— Мы занимаемся электрификацией наших технологических машин и тракторов, но иным путем, нежели это принято, — рассказывает заместитель директора филиала ОАО «МТЗ» «Торговый дом Belarus» Алексей Любчевский. — Вместо тяговых батарей мы используем дизельные генераторные установки, которые показывают более высокие экологические классы и создают комфортное и экономически целесообразное применение нашей техники.
Также в стране тестируется электромобиль Geely Geometry A. Он будет поставляться на аккумуляторных батареях двух емкостей — 51,9 кВт/ч и 61,9 кВт/ч. В первой версии запас хода составляет порядка 400 километров, во второй — около 500 километров. В данном автомобиле применены все современные технологии безопасности: автоматическая интеллектуальная парковка, движение автомобиля в полосе, адаптивный круиз-контроль, система безопасности от столкновения, которая независимо от водителя остановится перед препятствием. Есть опция проецирования на лобовое стекло всей необходимой информации.
— Мы смотрим, насколько в дальнейшем будет обеспечена не только эксплуатация данного электромобиля, но и зарядные станции, будет ли готова наша страна в ближайшем будущем эти машины обслуживать с точки зрения заправки и других опций, — акцентирует внимание главный технолог СЗАО «БелДжи» Виталий Былицкий.
grudnitskiy@sb.by