Борьба с коррупцией становится жестче

По всей строгости закона

В Беларуси вступил в силу Декрет № 3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией». Документом предписано, что лица, осужденные за совершение коррупционных преступлений, лишаются права на условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания на более мягкое. О новшествах в законодательстве и о том, какие методы в борьбе с коррупцией наиболее эффективны, «НГ» рассказал член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Петр Атрощенко.



— Петр Алексеевич, в обществе сложилось мнение, что коррупция — это взяточничество. Хотя понятно, что суть этого явления гораздо шире. В чем его опасность для государства?
house.gov

— Действительно, коррупция является проблемой глобального характера. И она не сводится только к даче и получению взяток. Здесь может быть и хищение, и злоупотребление служебными полномочиями, и превышение власти, и другие правонарушения. Около десяти видов преступлений в нашей стране относятся к коррупционным. В широком смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения, чтобы получить личную выгоду. Ни в одной стране еще не удалось полностью победить это зло. И рассматривать его надо как прямую угрозу национальной безопасности, способную разрушить любую социальную и экономическую систему. Почему? Потому что коррупция подрывает доверие народа к власти, лишает людей веры в справедливость. А именно эти факторы, как правило, становятся спусковым крючком для общественных протестов.

— Сегодня на слуху громкие коррупционные дела, связанные с задержаниями высокопоставленных чиновников. Именно с ними многие связывают и принятие декрета.

— Это не совсем так. Изменения в антикоррупционное законодательство назревали давно. И эта работа проводится постоянно. Отмечу наличие некоторых трудностей в части применения антикоррупционных механизмов, направленных на минимизацию «привлекательности» совершения коррупционных деяний и исключение предпосылок для коррупционного поведения. Акцент делается в первую очередь на профилактическую составляющую.

Главная же цель декрета в том, чтобы человек, наделенный властными полномочиями, крепко задумался, прежде чем преступить черту закона, и четко осознавал последствия своих деяний. Неизбежность наказания, на мой взгляд, главный фактор, сдерживающий коррупцию. Правонарушитель должен знать и понимать, что если он решится на совершение преступления, то свою вину искупит от звонка до звонка. Такой опыт уже практикуется, например, в России и Казахстане.

— Тем не менее строгость наказания сама по себе проблемы не решает…

— Безусловно. Одно из самых жестких наказаний за коррупцию в Китае — вплоть до пожизненного заключения и смертной казни. Но и там не смогли искоренить это явление. Не менее важно выявить причины, побуждающие людей брать взятки или воровать у государства, ликвидировать условия для совершения преступлений. Недавно встретил давнего знакомого. Всю жизнь проработал на госслужбе, кристально чистый человек. В беседе со мной он посетовал, что дочь в третий раз не смогла сдать экзамен по вождению. Мол, могу ли я порекомендовать нужного человека для решения проблемы за вознаграждение. Я буквально оторопел от этой просьбы. Понимаете, мы зачастую сами потворствуем распространению коррупции. Так повелось, что многие вопросы в обществе решаются по принципу «не подмажешь — не поедешь». В данном конкретном случае у человека нет и мысли о том, чтобы дополнительно позаниматься с инструктором. Главное, побыстрее сдать экзамен и получить права. А о том, что такой горе-водитель потом может стать виновником смертельного ДТП, мало кто задумывается. Вот так мы иногда сами порождаем коррупцию. Поэтому, если хотим минимизировать ее уровень, надо начинать с себя, с изменения своего менталитета. В общественном сознании должна сложиться нетерпимость к коррупционным проявлениям. Как сказал один чиновник, если хотите, чтобы не брали взятки, просто не давайте их. В этом смысле всем нам, и СМИ в том числе, надо больше работать с молодежью. Со школы говорить детям об этой проблеме, ее последствиях, чтобы сформировать у молодого поколения четкий нравственный стержень, выработать иммунитет от соблазна нажиться за счет других.

— Как говорится, профилактики много не бывает. Но какой должна быть эта работа в вашем понимании? Помните, одно время были популярными «экскурсии» госслужащих в следственный изолятор? По-моему, отличный прием. Знаю, что есть предложения лишать нечистых на руку граждан всех социальных льгот и даже выплат пенсий. Это остановит человека, удержит его от соблазна преступить ­закон?

— Думаю, такой шаг многих бы отрезвил. Но как его воспримет общество в целом? Всегда важно просчитывать целесообразность той или иной меры. Решать проблему комплексно. Генпрокуратура, например, рекомендует при приеме на работу в сферы с повышенным коррупционным риском проводить проверку на полиграфе. Но, насколько я знаю, в последнее время результаты этих исследований носят сугубо рекомендательный характер. То есть их нельзя принимать за стопроцентную истину в последней инстанции. Так же, как и составление психологического портрета коррупционера. Есть люди, которые проходили полиграф, и это не срабатывало. Сила воли, психика, степень эмоциональной устойчивости у всех разные. Конечно, это вовсе не исключает использования вышеуказанных мер. Но при одновременном создании таких условий, которые исключали бы всякую возможность злоупотреблений служебным положением.

— А для этого надо совершенствовать ­законодательство?

— Совершенно верно. Заинтересованными структурами выработаны изменения и дополнения в закон о борьбе с коррупцией, который действует с 2015 года. В мае-июне они должны поступить в Парламент. И уже на осенней сессии планируется рассмотреть их в Овальном зале. Не буду забегать вперед и вдаваться в детали, скажу лишь о некоторых принципиальных подходах. К примеру, много вопросов возникает по поводу того, считать ли взяткой бутылку коньяка и коробку конфет врачу. Так вот, в законе должно быть четко прописано, в каком случае это взятка, а в каком просто сувенир или благодарность. Иные говорят: судья разберется. Так чтобы до суда дойти, надо пройти следствие. А чем оно должно руководствоваться? Понятно, что если доктор, используя служебное положение, выписывает пациенту больничный и получает за это коньяк, он становится фигурантом уголовного дела. А как быть, например, если речь идет о коллекционной бутылке? Или просто подарке ко дню рождения?

В законопроекте предлагается также установить запрет на совместную работу близких родственников, если 50 и более процентов уставного фонда предприятия в собственности государства. Планируется скорректировать вопросы по декларированию драгметаллов, произведений искусства.

— Во многих случаях коррупция проистекает из непрозрачности административных процедур. Как сделать так, чтобы у должностного лица не было возможности принимать решение на свое усмотрение?

— Как раз на это направлены изменения и дополнения в закон о государственных закупках, которые в июле вступают в силу. Они призваны обеспечить прозрачность процедуры использования бюджетных средств. Для этого создается электронная государственная информационно-аналитическая система (ГИАС). Ее задача — формирование, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о госзакупках. Принципиальным новшеством станет возможность заключения договоров в электронном виде. Чем прозрачнее будет механизм принятия решений, тем меньше возможностей для злоупотребления и возникновения каких-либо коррупционных отношений.

ФАКТ

В прошлом году выявлено почти 2,5 тысячи коррупционных преступлений. Это на треть больше, чем годом ранее. Более тысячи должностных лиц привлечены к ответственности. Ущерб превысил 22 миллиона рублей. Чуть больше половины из них возмещено благодаря работе правоохранительных органов. Кроме того, наложен арест на имущество фигурантов уголовных дел на сумму 30 миллионов.

konon@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter