Вчера члены одного из крупнейших общественных объединений Беларуси подвели итоги прошедшей трехлетки. Как правило, любое подобное мероприятие состоит из отчетов и выборов, но очередной слет мастеров кисти и резца позволил также взглянуть на ситуацию в отечественном искусстве в целом. Повестка дня получилась пестрой: от вопросов глобальных — в том числе о выстраивании отношений с государством — до организационных моментов, настолько внутренних, что интересных лишь членам союза.
Министр культуры Анатолий Маркевич, взяв слово, обратил внимание: БСХ является одной из самых крупных и влиятельных творческих организаций в стране, члены которой участвуют в реализации государственной культурной политики. Результаты работы видят все белорусы — это и масштабные республиканские выставки, и произведения монументального искусства.
Важное направление совместной работы художников и министерства — совершенствование законодательства в сфере культуры. Так, на основе предложений художников в новую редакцию Кодекса о культуре были включены нормы, определяющие понятие «творческая мастерская» и расширяющие возможности творческих союзов по приносящей доходы деятельности. Второй важный момент: в новой редакции положения о порядке создания и приемки произведений искусства приняты рекомендации членов БСХ о выборе таких произведений на основе открытых конкурсов.
Закупка картин, скульптур и изделий декоративно-прикладного творчества за счет бюджетных денег для пополнения музейных коллекций — также вопрос уже решенный.
Более того, работы наших соотечественников сегодня покупаются не только для Минска, но и для каждой области страны — в том числе у мастеров из регионов. Анатолий Маркевич обратился к цифрам:
— В 2021 году мы закупили 53 произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства на сумму 341 500 рублей. Из них 23 работы молодых художников.
Но нельзя рассматривать все вышесказанное как повод для самоуспокоения. Напомнил министр и о «больных мозолях» союза. Первая из них, как ни странно, творческая. Важнейшая задача для художников-монументалистов сегодня — создание скульптурной композиции «Воссоединение» на Октябрьской площади. Над эскизным проектом мастера корпят уже два года, но результатов нет. Предложить достойное художественное решение, которое удовлетворило бы и членов БСХ, и ученых, и общественность, пока не получилось. Почему? Вопрос открытый.
— Надеюсь, что, призвав на помощь историков, в следующем году мы сможем решить этот вопрос и представить произведение, которое станет в один ряд с лучшими образцами белорусской монументальной скульптуры, — заключил министр культуры.
leonovich@sb.by