О чем говорили на XXIV съезде союза художников

По всей строгости культуры

Вчера члены одного из крупнейших общественных объединений Беларуси подвели итоги прошедшей трехлетки. Как правило, любое подобное мероприятие состоит из отчетов и выборов, но очередной слет мастеров кисти и резца позволил также взглянуть на ситуацию в отечественном искусстве в целом. Повестка дня получилась пестрой: от вопросов глобальных — в том числе о выстраивании отношений с государством — до организационных моментов, настолько внутренних, что интересных лишь членам союза.


— Не буду скрывать: последние три года были чрезвычайно сложными и напряженными, — признался председатель БСХ Глеб Отчик. — Свои коррективы внес коронавирус. Практически недостижимыми стали зарубежные выставки и пленэры, резко сократилось международное сотрудничество. Пришлось решать сложные экономические вопросы. Но вместе с тем могу констатировать, что Белорусский союз художников остался мощной организацией, в которой важнейшим элементом деятельности по-прежнему является творчество наших членов. Свидетельство тому — множество выставок и огромное количество зрителей (причем в основном молодежи), которые посетили наши проекты.

Министр культуры Анатолий Маркевич, взяв слово, обратил внимание: БСХ является одной из самых крупных и влиятельных творческих организаций в стране, члены которой участвуют в реализации государственной культурной политики. Результаты работы видят все белорусы — это и масштабные респуб­ликанские выставки, и произведения монументального искусства.


Важное направление совместной работы художников и министерства — совершенствование законодательства в сфере культуры. Так, на основе предложений художников в новую редакцию Кодекса о культуре были включены нормы, определяющие понятие «творческая мастерская» и расширяющие возможности творческих союзов по приносящей доходы деятельности. Второй важный момент: в новой редакции положения о порядке создания и приемки произведений искусства приняты рекомендации членов БСХ о выборе таких произведений на основе открытых конкурсов.
Закупка картин, скульптур и изделий декоративно-прикладного творчества за счет бюджетных денег для пополнения музейных коллекций — также вопрос уже решенный. 


Более того, работы наших соотечественников сегодня покупаются не только для Минска, но и для каждой области страны — в том числе у мастеров из регионов. Анатолий Маркевич обратился к цифрам:

— В 2021 году мы закупили 53 произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства на сумму 341 500 рублей. Из них 23 работы молодых художников.



Но нельзя рассматривать все вышесказанное как повод для самоуспокоения. Напомнил министр и о «больных мозолях» союза. Первая из них, как ни странно, творческая. Важнейшая задача для художников-монументалистов сегодня — создание скульптурной композиции «Воссоединение» на Октябрьской площади. Над эскизным проектом мастера корпят уже два года, но результатов нет. Предложить достойное художественное решение, которое удовлетворило бы и членов БСХ, и ученых, и общественность, пока не получилось. Почему? Вопрос открытый.

— Надеюсь, что, призвав на помощь историков, в следующем году мы сможем решить этот вопрос и представить произведение, которое станет в один ряд с лучшими образцами белорусской монументальной скульптуры, — заключил министр культуры.





leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter