По волнам памяти

Фильм журналистов телерадиокомпании «Мир» «Припятская дискотека» стал лучшим на фестивале «Спасти и сохранить» в Ханты–Мансийске
Фильм журналистов телерадиокомпании «Мир» «Припятская дискотека» стал лучшим на фестивале «Спасти и сохранить» в Ханты–Мансийске

Международный телевизионный фестиваль экологического кино «Спасти и сохранить» в Ханты–Мансийске — довольно популярный в среде белорусских кинематографистов. Экологическая проблематика настолько неисчерпаема и актуальна, что каждый раз документалисты находят возможность удивляться самим и удивлять зрителей. Белорусские авторы неоднократно становились призерами форума, в частности известный режиссер Игорь Бышнев. И вот в полку призеров «Спасти и сохранить» прибыло: творческая группа телерадиокомпании «Мир» на прошедшем фестивале победила в номинации «Лучший публицистический фильм».

Началось все с того, что автор и режиссер фильма Ольга Леончук, просматривая Интернет, прочла объявление о том, что 26 апреля 1986 года в городе Припять должна была состояться обычная молодежная дискотека. С песнями популярных ВИА, хитами Юрия Антонова, с запахами теплого апрельского вечера. Но она так и не состоялась, а вечер стал точкой отсчета совсем другой жизни, в которой всего два слова «до» и «после» разделили многие судьбы на две половины.

— Эти сухие две строчки о дискотеке 26 апреля натолкнули на мысль о том, что чернобыльская тема в таком ракурсе может быть очень интересна, — рассказывает автор и режиссер фильма Ольга Леончук. — Я начала искать людей, которые были связаны с этой дискотекой. Но даже не думала, что мы найдем того самого ди–джея Александра Демидова, который организовывал тогда все танцевальные вечера. Оказалось, что сейчас он работает директором местной телестудии, но дискотеки проводит до сих пор. В итоге у нас получилась конкретная история четырех семей, жителей Славутича. Два поколения и два взгляда на чернобыльскую катастрофу.

— Знаете, мне показалось, что многим уже выросшим детям, героям нашего фильма, было тяжело понять своих родителей, которые рассказывали о пережитом со слезами, — говорит оператор фильма Дмитрий Симаго. — Наверное, человек должен сам все ощутить и увидеть. По рассказам из чужих уст трудно представить масштаб и трагедию той катастрофы.

— Да, они, знаете, что говорили? Почему мы, мол, должны сожалеть о том, что не вызывает у нас никаких эмоций? — продолжает автор фильма. — Сейчас в Славутиче идет совершенно другая жизнь. Но иногда во время съемок мне было действительно тяжело разговаривать с теми, кто помнит катастрофу, кто от нее пострадал. Ведь там есть совершенно ужасные примеры последствий аварии — например, девочка, у которой выросла третья почка... Ее мать, которой не на кого рассчитывать...

Герой фильма ди–джей Александр Демидов предоставил в распоряжение съемочной группы огромное количество своей кинохроники.

— Она помогла нам органично перемещаться во времени, — говорит Симаго. — У Демидова были и современные съемки сегодняшней Припяти. Это страшно: огромный пустой и мертвый город.

Автор и режиссер фильма Ольга Леончук (самой ей, кстати, в далеком 1986 году было 6 лет) считает, что фильм получился даже лучше, чем задумывался.

Поздравляем коллег телерадиокомпании «Мир» с победой и ждем новых интересных телевизионных работ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter