По волнам нашей памяти

Российские могилы от испании до Китая«Народ, не помнящий своих предков, их подвигов, их могил, не имеет будущего», – считает начальник Управления по увековечению памяти павших за Отечество воинов Министерства обороны Российской Федерации генерал-майор Александр Кирилин.

Александр Валентинович, встретившись на днях с журналистами, рассказал о деятельности возглавляемого им управления. Работа его очень многообразна: это и создание и поддержание в надлежащем порядке воинских мемориалов, и установление судеб погибших воинов, и поисковая работа по обнаружению и захоронению с надлежащими воинскими почестями останков павших на полях сражений наших солдат, которых и сегодня, увы, остается все еще немало, несмотря на многолетнюю подвижническую работу как патриотических поисковых отрядов, так и официальных органов власти. Генерал Кирилин отметил, что сегодня в этом благородном деле наблюдается положительная динамика. Если всего несколько лет назад Министерство обороны было лишь статистом в этом деле, то сейчас во всех военных округах и флотах созданы военно-мемориальные службы, чью деятельность координирует центральный аппарат МО РФ. Так, по Указу Президента Российской Федерации №1313 от 2007 года, уже в семи государствах созданы соответствующие представительства. Это страны, на территории которых в результате боевых действий разных лет пало наибольшее число наших воинов, где существуют братские захоронения и монументы нашим солдатам. Прежде всего это Китай, Венгрия, Румыния, Польша, Чехия, Словакия, Германия, республики бывшей Югославии.
Отдельная, я бы сказал болезненная, тема – это страны Балтии. К примеру, в Литве не проведена до сих пор паспортизация воинских захоронений погибших в период Второй мировой войны. А ведь в Прибалтике погибли 715 тысяч советских солдат и офицеров. Причем фашистские пули не спрашивали, кто ты – русский, украинец, белорус, латыш, еврей… К сожалению, на сегодняшний момент соглашение о сотрудничестве в области воинских захоронений и мемориальных комплексов среди наших прибалтийских соседей ратифицировала только Латвия. Литва заняла выжидательную позицию.
Иван Данилович Черняховский. Самый молодой и один из самых талантливых советских полководцев, дважды Герой Советского Союза, генерал армии. Он погиб в бою, как подобает солдату. Погиб  в тридцать девять лет, освобождая Литву. Восточнопрусский Инстербург был переименован тогда в Черняховск, а в центре Вильнюса Черняховскому был воздвигнут памятник. Мог ли думать Иван Данилович, что пройдут годы, и на той земле, где он сложил свою голову, его назовут оккупантом и потребуют убрать его монумент? Слава Богу, человеческая память и благодарность сохранились у россиян.
Воронеж, который обороняли войска Черняховского в 1942 году, равнодушным оставаться не пожелал. Простые люди выкупили (!) памятник своего защитника и установили в Воронеже, на том берегу Дона, который он так и не сдал врагу.
По словам Александра Кирилина, есть и страны, где количество наших воинских захоронений незначительно, например Испания, Италия. Но тем не менее и это не обходится без внимания возглавляемого им ведомства.
Сейчас полным ходом идет создание электронной базы данных на военнослужащих, павших в боях. Первая попытка, предпринятая в 1990 году, была не вполне удачной. Сегодня же, с развитием электронных технологий, дело заметно пошло в гору. За три последних года работы уже оформлено 14 миллионов электронных листов информации, где, что очень важно, размещены карточки погибших солдат. А к 1 августа управление планирует подготовить Концепцию о воинских захоронениях, которая должна быть принята к 1 ноября этого года. А воинских захоронений в России насчитывается свыше пятидесяти тысяч.
– Это тема по-настоящему святая, – считает Александр Валентинович, – солдат, погибших с оружием в руках при защите Отечества, никак нельзя приравнивать к простым обывателям. Сейчас мы активно ведем работу с общественными организациями. Закон позволяет привлекать средства спонсоров. Вот лет пять назад я был в Китае. Узнал, что рядом с советским кладбищем времен Второй мировой войны захоронено около 18 тысяч солдат русско-японской войны. Китайцы сказали, что они не возражают против обустройства кладбища и мемориала, но только на условиях, что все это будет финансироваться общественными организациями. Откликнулся депутат Государственной Думы от Белгородской области Андрей Скоч. Во многом именно благодаря его усилиям дело пошло. К 1 сентября мы запланировали также восстановление мемориального комплекса в Порт-Артуре, легендарной крепости, которую русские войска обороняли почти год, нанеся японцам потери почти в 120 тысяч солдат и офицеров. Будет реставрирована мозаика храмов, установлены новые кресты. На этот проект ассигновано 86 млн рублей.
А на Западной Украине сегодня разоряются могилы павших советских воинов. Александр Валентинович рассказал, что сам видел фотографии, которые прислали порядочные львовяне, где запечатлены вышвырнутые из могил останки советских солдат.
– Совсем иная, прямо противоположная ситуация в Беларуси, – говорит Александр Кирилин, –  здесь уважительное, я бы даже сказал трепетное, отношение к памяти павших воспитывается с младых ногтей. Мемориал в Полоцке. Мемориал в Сморгони, что на Гродненщине, основанный по инициативе правительства Беларуси, где в Первую мировую много месяцев проходила линия фронта, где полегли десятки тысяч русских воинов.
Генерал Кирилин не обошел вниманием и финансовые проблемы своего ведомства. Полтора миллиона долларов в год, по его словам, сумма явно недостаточная для поддержания в надлежащем порядке мемориалов и воинских захоронений по всей России. Сейчас Президент дал указание Минфину увеличить эту сумму до 5 миллионов долларов в год.
А деньги на поддержание мемориалов в достойном виде очень нужны. Ведь сейчас, по словам Александра Кирилина, «45 процентов захоронений близки к неудовлетворительному состоянию, и только 15 процентов от общего числа можно признать хорошими и отличными». К примеру, в угрожающем состоянии находится легендарный памятник Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде. На его поддержание требуются десятки миллионов рублей в год. Неужели не найдем? Всем миром, от Камчатки до Калининграда?
Уверен, что найдем. Потому что этим танкам, замершим на постаментах по всей стране, поблекшим фанерным звездам в межах на ржаном поле, прозрачному пламени Вечного огня на печальном граните мы, ныне живущие, обязаны всем. Поэтому «вспомните, ребята, вспомните, девчата, этого не выра-зить словами. Как они шагали от военкомата с бритыми навеки головами…»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter