На президентских выборах в Турции победил нынешний лидер Реджеп Тайип Эрдоган

По воле Аллаха и демократии

На состоявшихся в минувшее воскресенье президентских выборах в Турции предсказуемо победил нынешний лидер Реджеп Тайип Эрдоган. Кроме того, турецкие избиратели, правда, с меньшей долей предсказуемости, отдали предпочтение кандидатам от его Партии справедливости и согласия на выборах в парламент. Собственную убедительную победу Эрдоган отнес к решающему воздействию двух ключевых факторов: воле Аллаха и демократии, пусть и специфической турецкой, но все же. Пафосно? Отнюдь. Выборы действительно стали этапными, и не только для одной Турции.

Фото  РЕЙТЕР.


Отныне в этой крупнейшей стране Востока устанавливается суперпрезидентская система. Согласно внесенным не так давно поправкам в Конституцию, президент является главой не только государства, но и правительства. То есть пост премьер–министра в принципе ликвидируется за ненадобностью.

Причин беспрерывных побед Эрдогана на протяжении последних полутора десятков лет несколько. Прежде всего это личностный фактор. Лидер Турции невероятно харизматичен. Его манера общения с народом, необычная интонация, нарочитая простота очень близки многим туркам. К тому же на первую половину его правления выпали турецкие «тучные годы», когда многие семьи сумели выбиться в средний класс. Турки реально стали жить лучше. Наконец, Эрдоган сумел совершить, казалось бы, непосильное любому турецкому политику — сломать хребет «белым пашам» —– всесильному прозападному клану военной верхушки. И здесь ему оказались благодарны как упертые традиционалисты, так и вполне европеизированные либералы. Для большинства народа понятен и удобен идеологический коктейль эрдогановского правления — смесь умеренного исламизма и кемалистского национализма. Он первым оседлал эту лошадку и уверенно скачет на ней уже не первый год.

При новой политической ситуации можно уверенно предсказать дальнейшее ухудшение отношений Турции с Западом. Особенно с Европейским союзом. Заметно усилившиеся авторитарные тенденции не устраивают неолибералов. Потому перспективы вступления Турции в ЕС не просто становятся призрачными — они уже практически нереальны. Это прекрасно понимают и в Анкаре, и в Брюсселе. Как сказал мне один высокопоставленный депутат от правящей партии, процесс вступления в Евросоюз — это такая игра, которую ведут обе стороны, понимая, что она ничем не завершится. Но Турция получает от этой игры немалые бонусы. За последние четверть века турки провели настоящий евроремонт, как в буквальном, так и в переносном смысле слова, модернизировав многие политические и экономические институты.

Ну а что же вся эта восточная история несет для Беларуси? Пока одни плюсы. В последнее время Турция проявляет достаточно высокую инвестиционную активность в Восточной Европе, в том числе и в нашей стране. За последние десять лет товарооборот Беларуси и Турции увеличился более чем в пять раз и приблизился к 1 млрд долларов. Сейчас на повестке дня создание банка с турецким капиталом в Беларуси. «Амкодор» и «Гомсельмаш» уже ведут работу с партнерами по открытию в Турции сборочных производств сельскохозяйственных комбайнов, а также строительной и коммунальной техники. Молодые турки активно интересуются белорусскими образовательными услугами — а это прямой экспорт и валютные поступления. Победа Эрдогана означает сохранение относительной политической стабильности, а значит, и уверенность для бизнеса. Кроме того, многие договоренности о сотрудничестве привязаны к хорошим отношениям двух лидеров, что немаловажно в политике вообще, а для восточной страны порой носит определяющий характер. Ну и напоследок еще одна хорошая новость — для белорусских туристов, полюбивших берег турецкий. Там по–прежнему можно будет спокойно отдыхать...

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук, декан факультета философии и социальных наук БГУ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter